сегодня: 23 ноября, четверг
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 133 от 25 июля 2008 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня




Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / МНЕНИЯ / От какого наследства мы отказываемся

25.07.2008 , № 133 от 25 июля 2008 г.

От  какого  наследства  мы отказываемся

Общеизвестен факт, что Украина после развала Союза унаследовала уникальные промышленные комплексы, точную стоимость которых оценить практически невозможно. Среди жемчужин технического прогресса социализма, что приносили в госказну стабильные миллиардные прибыли, можно назвать металлургические комбинаты (“Криворожсталь”, например), пароходства, электростанции,  сотни эффективно работающих заводов и фабрик. Как неоднократно отмечал лидер Компартии Украины Петр Симоненко, от этого огромного наследия, заработанного трудом и потом миллионов советских людей, ныне в руках государства остались жалкие “крохи”, дерибан которых продолжается и сегодня...

 

ЧТО ЖЕ получает (а точнее сказать, чего недополучает) государственная казна в результате подобных кавалерийских набегов на госимущество, ярко видно  на примере приватизации “Лугансктепловоза”. Этот завод-гигант, чья продукция широко известна во многих странах мира, Фонд госимущества в минувшем году продал за сумму, эквивалентную стоимости семи тепловозов!

Наша справка. “Лугансктепловоз” — одно из старейших предприятий в Украине. Основанный еще в 1896 году, он быстро вышел в лидеры российского паровозостроения. После Гражданской войны предприятие было остановлено, а в
30-е годы ХХ века возрождено. После Великой Отечественной завод снова, как птица Феникс, восстал из пепла. В 1995 году был преобразован в ОАО — государственную холдинговую компанию “Лугансктепловоз”. Ныне “Лугансктепловоз” является монополистом по выпуску магистральных тепловозов не только в Украине, но и в СНГ.

Это предприятие также производит дизель- и электропоезда, трамваи, поворотные круги, транспортеры, запчасти для железнодорожного транспорта, горношахтное оборудование. В 2005 году завод реализовал продукции на 395,2 миллиона гривен, в 2006 году — на 430 миллионов гривен, при этом экспорт продукции составил 25,9 процентов от общей суммы. Удельный вес вагонов в общем объеме товарной продукции превысил 60 процентов, тепловозов  — 15,7 процента, электровозов — 9 процентов, запасных частей — 12,8 процента. Луганские тепловозы поставляются в Россию, Туркмению, Узбекистан, Кыргызстан, Иран, Сирию, Иорданию. Очевидно, что это предприятие является стратегически важным и потенциально прибыльным для страны. И потому не удивительно, что при первом же намеке на возможность его приватизации в борьбу за право стать его владельцем вступили не только крупные представители отечественного бизнеса, но и зарубежного.

 Раз  попытка,  два  попытка...

В условиях, когда каждое новое украинское правительство ежегодно составляет очередную программу приватизации и считает за честь выручить как можно больше средств от продажи госимущества, о преступной глупости самого намерения продать “курицу, несущую золотые яйца”, и говорить не приходится. Тем более что печальная (для народа Украины) история криворожского гиганта всем все наглядно продемонстрировала. Но это сейчас уже есть подобные примеры, а продавать “Лугансктепловоз” первый раз надумали в августе 2001 года. Тогда был объявлен конкурс по продаже 76-процентного государственного пакета акций предприятия. Единственную заявку подала компания “АвтоКРАЗ-холдинг”, входящая в группу “Финансы и Кредит”, и выиграла конкурс. Однако Фонд госимущества Украины (ФГИУ), решил, что нельзя продавать предприятие самому себе, и вскоре успешно оспорил итоги аукциона в суде, аргументируя все тем, что у этой компании было 36,37 процента государственной доли в уставном фонде,

В июле 2006 года — решение о повторной продаже. Конкурс был намечен на 2 октября 2006 года. Тот, кто внимательно ознакомился с условиями предстоящего конкурса, сразу понял, что они были прописаны под российскую компанию “Трансмашхолдинг”. Только эта компания в случае победы на конкурсе могла в течение трех месяцев предоставить “Лугансктепловозу” разработанные за рубежом технологии производства локомотивов под колею 1520 мм, которая используется только в СНГ. Еще одно условие, разработанное ФГИУ, давило нежелательных участников конкурса. Это было требование проведения покупателем в течение трех лет деятельности с использованием продукции Луганского предприятия.

Поэтому и неудивительно, что осенью 2006 года ФГИУ был завален судебными исками. В результате по одному из них — от “Укрзалізниці” — Хозяйственным судом Киева было принято решение о запрете проведения конкурса по “Лугансктепловозу”. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Тут уже изъявили готовность участвовать в конкурсе и отечественные предприятия “Днепровагонмаш” и Марганецкий ГОК, и западные компании, в том числе группы SCS и французская “Alston”.

Метаморфозы  от  ФГИУ

Однако сюрпризы от ФГИУ не закончились. Воспользовавшись тем, что вечером 22 марта Хозяйственный суд Киева снял запрет на приватизацию “Лугансктепловоза”,  ФГИУ отреагировало сверхоперативно. Уже 23 марта был проведен конкурс по приватизации завода. И это при том, что еще 20 марта официальный представитель ФГИУ заявил, что в ближайшее время проведение конкурса не намечается, а 22 марта тогдашний министр транспорта Рудьковский высказал мнение, что продажа завода до конца 2007 года вообще не состоится. Подобным образом вела себя и глава ФГИУ Семенюк, однопартиец министра. Усыпляя бдительность нежелательных претендентов, она, не называя четкой даты аукциона, тем временем прогнозировала выручку от продажи “Лугансктепловоза” в 300-400 миллионов, но не гривен, а долларов!

Как свидетельствуют очевидцы, во время продажи завода 23 марта не было открытых и честных торгов. Лицо, проводившее конкурс, вскрыло конверты с ценовыми предложениями ЗАО “Управляющая компания “Брянский машиностроительный завод”, предложившего сумму — 292,505 миллионов гривен, и ОАО “Демиховский машиностроительный завод”, который был готов оплатить стартовую цену пакета акций — 292,252 миллиона гривен. Демиховскому заводу было предложено поднять сумму. Последовал отказ. На этом все и закончилось. Победил Брянский машиностроительный. За кадром осталось то, что фактически в торгах участвовали только две аффилированные между собой компании, по сути, все того же “Трансмашхолдинга”. То есть выходит, что ФГИУ искусственно создал вместе с покупателем видимость торгов. А отечественные и западные компании, желавшие принять участие в аукционе, были, выражаясь простым языком, “кинуты”. Более того, 23 марта представитель Марганецкого ГОКа попытался в день торгов прорваться в ФГИУ, чтобы зарегистрировать в канцелярии письменный запрос о дате проведения конкурса. Но с помощью наряда милиции его вывели на улицу, сообщив, что конкурс уже состоялся. А это предприятие в тот момент предлагало стартовую цену 400 миллионов гривен. Другие участники, прежде всего иностранные, если бы их допустили к участию в торгах, назвали бы не меньшую сумму.

После  драки  кулаками  не  машут?

Говорят что после драки кулаками не машут, а победителей не судят. Однако в данном случае народная мудрость не подходит. Ведь проигравшей стороной оказалось государcтво, получившее, как считают специалисты, в 10 раз меньше реальной стоимости. Неудивительно, что итоги столь “открытого”, “честного” и “прозрачного” конкурса рассматривали многие судебные инстанции. Уже 25 июня 2007 года Хозяйственный суд Киева принял решение по делу № 30/163, в котором частично удовлетворил исковые требования компании ОАО “Днепровагонмаш” к ФГИ Украины, ЗАО “Управляющая компания “Брянский машиностроительнгый завод” и к третьим лицам. В частности, признал недействительным договор купли-продажи № КПП-509 пакета акций ОАО ХК “Лугансктепловоз” в количестве 166583258 штук простых именных акций, выпущенных в документальной форме, что составляет 76 процентов уставного фонда, заключенный 23 марта 2007 года между ФГИУ и ЗАО “Управляющая компания “Брянский  машиностроительный завод”. Суд обязал последнего передать указанный пакет акций Фонду госимущества Украины.

В августе того же года уже Киевский Аппеляционный хозяйственный суд отклонил апелляцию ФГИУ на это решение. Затем, уже в ноябре 2007 года, Высший хозяйственный суд Украины отклонил кассационные жалобы ФГИУ и Брянского машиностроительного завода и оставил без изменения решения судов первой и апелляционной инстанций о признании недействительным договора купли-продажи. Дело дошло и до Верховного Суда. И Судебная палата по хозяйственным делам ВСУ уже в нынешнем году вынесла решение о признании незаконной приватизации Луганского завода.

Казалось бы, все ясно. Нарушения, допущенные в процессе приватизации, доказаны в судебном порядке, в том числе и Верховным Судом Украины. Теперь их надо исправлять. Однако ФГИУ и его глава Валентина Семенюк уже год не предпринимают ни одного действия в интересах страны и народа. Вместо того, чтобы пополнять казну, ФГИ теперь уже доказывает свою правоту... в Арбитражном суде Брянской области. А это, между прочим, другое государство, не наделенное правами решать конфликты вокруг украинского конкурса по продаже украинской собственности на территории Украины. Комментарии здесь, как говорится, излишни.

Неужели правы пессимисты: “Народную собственность либо продадут задаром в нужные руки, либо устроят шоу, но деньги потом разворуют. А народу все равно шиш достанется!”

 

Автор: Владимир КОРНИЕНКО.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.