сегодня: 18 июля, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 132 от 24 июля 2008 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня




Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / МНЕНИЯ / Кто в доле с пиратами Сомали?

Кто  в  доле  с пиратами  Сомали?
24.07.2008 , № 132 от 24 июля 2008 г.

Кто  в  доле  с пиратами  Сомали?

Вокруг события

Позавчера после 45-суточного “сомалийского плена” в Киев возвратились пятеро членов многострадального экипажа сухогруза “Леманн Тимбер”. 

Авиалайнер Ил-62 авиапредприятия Минобороны Украины вылетел из Салалы (Султанат Оман) в 8 утра. Распоряжение о выделении средств на возвращение россиянина Валентина Барташова (капитан “Леманн Тимбер”), украинцев Виталия Рудниченко (старший механик), Станислава Илюшкина (второй механик), Сергея Атакузиева (четвертый механик) и Сергея Алымова (электромеханик) было подписано премьер-министром Тимошенко после обращения Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Нины Карпачевой к членам Кабмина.

Проценты  с  выкупа

О злоключениях сухогруза, принадлежащего трем германским судовладельцам, отечественные СМИ рассказывали регулярно, начиная с 28 мая. В тот день судно подверглось атаке морских пиратов, промышляющих в Аденском проливе. Один из злодеев при попытке перескочить на корабль со своего катера сорвался в воду и разбился насмерть. “Солдаты” решили, что их соплеменнику “помогли” члены команды сухогруза. И поначалу были категорически настроены расстрелять экипаж. Неимоверными усилиями англоязычных моряков-европейцев удалось доказать, что все в момент падения бандита находились на капитанском мостике. Этот эпизод был самой серьезной угрозой для жизни моряков за все последующие 45 дней и ночей.

Пиратским бизнесом вблизи берегов Со­мали ведают несколько семей (или тейпов). Конкуренция между ними явно не тянет на определение “здоровая”.

— Во время телефонных переговоров бандитов с так называемым антикризисным штабом (его по поручению судовладельца организовали в Гамбурге) обстановка в “пиратском коллективе” накалялась до предела, — вспоминает капитан Валентин Барташов. — В особенности, когда в качестве переговорщика выступал некто Курани, говорящий по-арабски. Похоже, он сознательно провоцировал захватчиков судна на конфликт с нами, экипажем. И “арабоговорящий”, и “англоговорящий” Джеймс Вилк, второй “антикризисник”, — явные непрофессионалы в переговорных вопросах. Пираты это “просекли” чуть ли не в первый же день. Посему не скрывали: мол, так, как к вам относятся ваши “хозяева”, так и мы будем вас “давить”. Издевательства “солдат Сомали” были моральными. До физических дело не дошло.

— Первым условием пиратов была выплата трех миллионов долларов, — продолжает В.Барташов. — Компания-судовладелец в ответ предложила $200 тысяч и ни долларом больше. Когда я докладывал штабу в Гамбурге ситуацию на судне, рассказывал о проблемах, в ответ слышал либо пустые вопросы, либо...издевательские смешки.

Сумму спустя пару дней “сбили” до 1 миллиона. Судовладелец “ответил”: $550 тысяч. Торги продолжались. Пираты снизили сумму, назвав теперь $750 тысяч. Судовладелец ответил:  597 тысяч. Мол, больше при всем желании дать не можем.

— После того как “штаб” получил наконец $750 тысяч, деньги надолго “застряли” в одном из банков, — говорит Нина Карпачева. — Не меньше месяца переговорщики с немецкой стороны снимали с них проценты.

Передачей денежного выкупа и “эвакуацией” с сухогруза членов пиратских тейпов злоключения наших моряков отнюдь не закончились.

«Наблюдательные»  американцы

Когда “Леманн Тимбер” взял курс на Оман, разы­гралась морская буря. Терпящее бедствие судно дало сигнал SOS.

— К сухогрузу подошел военно-десантный корабль “Монсон” под флагом США, — рассказывает Михаил Порфирьевич Алымов, отец электромеханика Сергея Алымова. — Американцы ...принялись наблюдать со стороны, как “Леманн Тимбер” швыряет волнами в разные стороны. На вопрос капитана Барташова: “Почему вы к нам не подходите, чтобы оказать помощь?”, последовал хладнокровный ответ: “Мы не имеем на это разрешения заказчика”.

Не получив “добро” от судовладельца, американцы стояли в десяти милях от “Леманна Тимбера”, не пытаясь ему помочь. Правда, в качестве издевки, они бросили в сторону сухогруза мешок с продовольствием; естественно, его тут же отнесло в океан... Как, однако, не согласуются эти действия “Монсона”, оборудованного двумя десантными катерами типа “Зодиак”, с широко разрекламированными нашими СМИ “подвигами” военморов США на учениях “Си Бриз-2008”!

Бессилие  ООН

Как пообещала украинский омбудсмен, государство Украина при содействии Федерации морских профсоюзов Украины и ведущих специалистов в области международного права намерено взыскать с судовладельца в пользу пострадавших моряков не менее $100 тысяч.

— А своим коллегам по морской службе я перво-наперво посоветую: никогда не имейте дело с компанией “Леманн”! — говорит Виталий Рудниченко. — Будь на судне немецкий экипаж, его вызволили бы в течение двух-трех суток. И деньги нашлись бы тут же. А нас считали и продолжают считать “рабами”.

— К сожалению, рекомендовать своим сооте­чественникам-морякам не наниматься “подфлажниками” я не имею права, — сказала “РГ” Нина Карпачева. — Украинский флот практически не существует, главное “валютоносное” предприятие УССР — Черноморское морское пароходство —  давно распродано. А крюинговые компании, распределяя безработных украинцев по кораблям под флагами иных держав, зарабатывают на этом громадные деньги.

— Вы ни разу не упомянули название крюинговой компании, оказавшей в свое время “услугу” четырем спасенным вами украинцам...

— Это компания “Юнитим”. Считаю, что и она обязана компенсировать нашим морякам, наряду с судовладельцем, тяжелейший физический и моральный ущерб.

— Не так давно ветераны спецподразделения “Альфа” Службы безопасности Украины предлагали Юлии Тимошенко собственный вариант освобождения соотечественников из сомалийской неволи...

— Под давлением нескольких мощных судоходных компаний, натерпевшихся от сомалийских пиратов, несколько “морских” государств добились рассмотрения проблемы на заседании Совета Безопасности ООН. Существует даже решение Совбеза, разрешающее в отдельных случаях “силовое вмешательство” заинтересованных стран. На практике же его еще ни разу не удалось осуществить. Ибо для получения разрешения на “всамделишный морской бой” с пиратами требуется куча разрешений и согласований с государствами, в чьих территориальных водах этот “бой” будет происходить. Очевидно, мир нынче настолько переменился, что существование пиратов в ХХІ веке кому-то ну уж очень выгодно для решения собственных финансовых интересов.

Штиблеты  от  Карпачевой

...За те 45 суток, что сомалийские пираты хозяйничали на сухогрузе, они обобрали членов экипажа до нитки. Сохранить часть личного имущества посчастливилось лишь Станиславу Илюшкину (он из Вилково Килийского района Одесской области) — надежно спрятанный большой черный чемодан с принтером, заказанным супругой, “солдаты Сомали” так и не нашли. Команде украинского омбудсмена перед вылетом в Оман пришлось побегать по киевским магазинам в поисках одежды-обуви для бедолаг. Штурман Ардо Калле, получив от Карпачевой новехонькие штиблеты взамен разбитых башмаков, в которых ходил в течение всего плена, повез всю эту обувку к себе в Эстонию. Пообещал хранить ее в своем собственном доме до конца жизни.

Как рассказал “РГ” кандидат психологических наук Виталий Христенко (ведущий научный сотрудник университета гражданской защиты МЧС Украины), все без исключения моряки “Леманн Тимбер” за 45 суток плена получили психологические травмы. Украинские медицинские специалисты, прилетевшие вместе с Н.Карпачевой в портовую Салалу чартерным рейсом из Киева, принялись за работу с соотечественниками сразу же после передачи сухогруза сменному экипажу. Возможно, у некоторых моряков на Родине обнаружат инфекционные заболевания в скрытой форме. Что же до нарушений психики, они могут “всплыть” и через 5, и через 10 лет после освобождения из плена...

Киевская область.

 

Автор: Олег БАЗАК.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.