сегодня: 25 сентября, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 127 от 16 июля 2008 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня




Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ / «Рогатый» труженик

«Рогатый»  труженик
16.07.2008 , № 127 от 16 июля 2008 г.

«Рогатый»  труженик

Как это было

В следующем году Крым отпразднует полувековой юбилей со дня открытия единственной в Европе горной троллейбусной трассы Симферополь — Алушта и одновременно начала работы в Симферополе городских троллейбусных маршрутов. Как показывает история, тогдашний руководитель СССР Никита Сергеевич Хрущев является, так сказать, отцом троллейбусного движения в Крыму и инициатором строительства троллейбусной трассы.

Братская  Беларусь

НЕДАВНО на городские маршруты Симферополя вышло пять новеньких троллейбусов, за руль которых сели лучшие водители республиканского предприятия “Крымтроллейбус”. Машины были изготовлены на заводе “Белкоммунмаш” в Минске. И хотя стоимость каждой машины более 900 тысяч гривен, их социально-экономическое значение для населения огромно. Сейчас проезд в маршрутных такси в крымской столице составляет 2 гривны, тогда как в троллейбусе всего 50 копеек. Неудивительно, что этим видом транспорта пользуется подавляющее число малоимущих людей и льготников.

Еще несколько лет назад из-за хронической неуплаты за потребленную электроэнергию “Крымтроллейбус” находился на грани банкротства. Предприятие было полностью убыточным. Техника (многие троллейбусы отслужили по 30-40 лет) безнадежно устарела. Остро стояла проблема комплектации троллейбусов новыми автошинами.

Тем не менее ситуацию удалось переломить. Ведь если бы троллейбусы исчезли с маршрутов крымских городов, это закончилось бы социальным взрывом. Только в прошлом году предприятие “Крымтроллейбус” перевезло почти 64 миллиона человек, из которых 70% — льготники. В Госбюджете на этот год предусмотрено почти 10 миллионов гривен на приобретение и ремонт подвижного коммунального электротранспорта Крыма. Если деньги будут выделены, то “Крымтроллейбус” намерен пополнить свой подвижной состав еще девятью новыми машинами, которые будут обслуживать как городские маршруты Симферополя, так и междугородные: Симферополь — Алушта — Ялта.

Конечно, до бывших союзных показателей предприятию еще далеко. Ведь раньше “Крымтроллейбус” получал минимум 25 новых машин в год. Естественно, столько же троллейбусов, выработавших свой ресурс, списывалось. Техника поступала из братской Чехословакии. К сожалению, троллейбусы советского производства плохо работали в горных условиях.

В целом с 1959 по 1991 год для “Крымтроллейбуса” было закуплено 880 новых машин. До конца восьмидесятых годов прошлого века троллейбусный парк предприятия насчитывал 475 единиц техники. Сейчас — чуть более 300, но подавляющее большинство троллейбусов, к сожалению, давно пора отправлять на свалку.

Европу  догнали  и перегнали

Первый крымский троллейбус после торжественного митинга под гром аплодисментов двинулся от привокзальной площади Симферополя в сторону Алушты 6 ноября 1959 года. Его пассажирами стали лучшие строители горной троллейбусной трассы Симферополь — Алушта. После этого с интервалом в пять минут стали выходить на маршруты другие “рогатые” собратья. Так в истории курортного Крыма, без сомнения, наступила новая эра. Отныне из столицы полуострова до Алушты миллионы гостей и жителей полуострова могли добраться на удобном и абсолютно экологически безопасном виде транспорта всего за 65 копеек, а позже до Ялты (линию пустили 25 июля 1961 года) — за 1 рубль 20 копеек.

Сейчас многие специалисты утверждают, что даже для Советского Союза темпы строительства троллейбусной трассы Симферополь — Алушта оказались рекордными. Государство задействовало громадные ресурсы — свыше 80 предприятий со всего Советского Союза. По масштабам эту стройку можно сравнить разве что с возведением Щелкинской АЭС и строительством Северо-Крымского канала.

Всего за 11 месяцев было проложено 52 километра сложнейшей горной дороги. Возведено четыре провода контактной цепи, 16 тяговых подстанций, два троллейбусных депо в Симферополе и Алуште. Вдоль всей трассы от аэропорта Симферополя до Ялты, а это 96 километров, появились опоры с осветительными приборами, так что в ночное время проезд по маршруту выглядел как волшебное путешествие. Ничего подобного в Союзе тогда не было.

До 1959 года автобус, являвшийся в те времена основным перевозчиком пассажиров, шел из Симферополя до Ялты по старой дороге 4 часа 17 минут. После строительства новой трассы расстояние ни на километр не сократилось, но теперь даже тихоходный троллейбус преодолевал его за 2 часа 30 минут. Причина? Строители “спрямили” на пути тысячи поворотов. Кстати, в Европе до сих пор нет ни одной горной троллейбусной трассы, а лишь небольшие участки дороги длиной до 20 километров.

После открытия троллейбусного сообщения между Симферополем и Южным берегом Крыма в стране начался колоссальный ажиотаж. Желающих проехать на “рогатом” транспорте было столько, что люди по три-четыре часа стояли в очереди в кассу за билетами. Троллейбусы ходили с кондукторами, но те не просто продавали билеты. В их обязанности также входило проводить экскурсии. Кстати, кондукторов готовили на самом предприятии “Крымтроллейбус”.

К сожалению, к концу 1961 года от кондукторов пришлось отказаться. Билеты стали продавать водители. Но иногда в троллейбусы приглашали экскурсоводов из общества “Знание”. Правда, в этом случае к стоимости билета за экскурсию приплюсовывалось еще 20 копеек. Кстати, в советские времена предприятие “Крымтроллейбус” приносило в год около одного миллиона рублей прибыли. Сумма по тем временам немалая. Так что вложенные средства окупались с лихвой.

В семидесятых годах билеты на троллейбусы по маршруту Симферополь — Алушта — Ялта стали продавать не только в Крыму, но и в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Минске, Риге и Вильнюсе. Например, в Киеве пассажир покупал билет на поезд до Симферополя, а ему в кассе предлагали билет на троллейбус до Ялты или Алушты. Приехав в крымскую столицу, он, не теряя времени, сразу же садился на “рогача” и отправлялся на море купаться и загорать.

Крым.

 

Автор: Иван ПРОНИН.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.