сегодня: 20 сентября, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 58 от 20 апреля 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ВЛАСТИ / НОВЫЕ РЕАЛИИ ТРЕБУЮТ ИНЫХ ПОДХОДОВ

20.04.2006 , № 58 от 20 апреля 2006 г.

Процесс формирования парламентского большинства далеко не так прост, как может показаться стороннему наблюдателю. Народный депутат Украины, представитель фракции «Промышленников и предпринимателей Украины», заместитель председателя комитета по вопросам правовой политики Николай Онищук делится своими соображениями по этому поводу и уточняет позицию партии  ППУ.

ПОДПИСАНИЕ протокола между БЮТ, НСНУ и СПУ является чисто формальным юридическим актом для создания коалиции. ПППУ старается делать акцент на все соответствующие политические субъекты, в частности, те политические партии и блоки, которые принимают участие в этом переговорном процессе, что окончательное заключение соответствующего соглашения в соответствии с Конституцией возможно лишь после того, как народные депутаты примут присягу и в парламенте будут образованы фракции. И уже собственно в рамках этих фракционных объединений может состояться подписание соглашения.

Акт заключения такого соглашения не является одномоментным шагом. Когда речь идет о коалиции, возникает реальная потребность согласовать различные позиции между политическими субъектами, не являющимися идеологически однообразными. Участвуя в выборах, каждая политическая сила провозглашала определенные приоритеты своей деятельности, обозначая их как программу своих действий, беря на себя своеобразные предвыборные обещания. Теперь необходимо согласовать эти вызовы, сложив единую программу действий в следующем парламенте. Имеется в виду план конкретных действий, составленный на пять следующих лет. Каждая политическая сила, которая собирается войти в коалицию, должна понимать, что некоторые ее программные пункты расходятся с программными положениями ее союзников, то есть кто-то должен уступать, кто-то – идти на компромисс.

Совершенно естественно, что некоторые вопросы станут наиболее дискуссионными. Например, вопросы о снятии моратория на отчуждение земли, по идеологии приватизации и реприватизации. Вполне возможно, что отдельные из них будут предметом столь тщательного обсуждения, что, возможно, их даже придется на определенном этапе вынести за рамки переговорного процесса. Как, кстати, подобным образом поступали в Германии при формировании правительства Меркель.

Предвыборная риторика — плохой помощник в конкретных действиях правительства. Так, многие политики провозгласили, что заключенные с Российской Федерацией газовые соглашения требуют усовершенствования, оптимизации или чего-то на манер этого. Насколько радикальными будут эти усовершенствования, покажут только сами переговоры. Украина, взяв на себя обязательства гарантированно транспортировать российский газ по определенной цене на 5 лет, одновременно не получила гарантии от РФ относительно транспортирования туркменского газа по этой же цене и на этот же срок. Это пример того, что реальные газовые проблемы требуют решения целого комплекса вопросов, необходимости дополнительного договорного процесса с РФ. Думается, что здесь позиция фракции БЮТ будет в определенной степени менее радикальной. С другой стороны, она позволит ей, в частности, поставить перед РФ и многие другие вопросы.

Недавно в СМИ прошла информация, что лидер ПППУ, секретарь СНБО Анатолий Кинах предложил не ограничивать протокол относительно формирования коалиции рамками тройки, а оставить его открытым для присоединения других политических сил. Но надо иметь в виду, что лидер партии и собственно блок НУ не делали по этому поводу никаких официальных заявлений. Нужно подчеркнуть, что это рабочая позиция Анатолия Кинаха. Его цель — дать сигнал всем, кто сегодня представляет украинский народ в парламенте. А это не только те, кто создает коалицию. Объединение политических сил может существовать не только в формате коалиции. Могут быть специальные соглашения, и политическая практика знает такие примеры: в рамках коалиции работает и оппозиция, для того чтобы всех привлечь к вопросам развития стран.

Перед коалицией, какой бы она ни была, стоят довольно сложные проблемы, которые необходимо будет решать, и в том числе одна из них — это взаимоотношения с РФ, это оптимизация всех проблем в области энергоснабжения Украины, динамизация экономического развития, интенсификация капиталовложений, деловой инициативы, инвестиций. Это и проблема единства страны и т.п. И естественно, коалиция должна осознавать, какой сложности эти вопросы.

Позиция Анатолия Кинаха в этой связи и имеет целью заострить внимание на том, что инструменты, которые должны быть задействованы для решения этих проблем, должны быть адекватными. В противном случае рассчитывать на успех такой деятельности довольно сложно.

Если говорить о взаимоотношениях между ПППУ и другими партиями, то сегодня нет оснований считать, что партия находится вне единого процесса работы фракции избирательного блока “Наша Украина”. Входя в состав политсовета, она участвует в разработке документов. Не следует гипертрофировать определенные проблемы, возникающие как рабочие элементы процесса.

Надо иметь в виду, что Украина как государство не имеет опыта работы в режиме парламентской республики. Мы только перешли к новой системе, к новой форме правления, которая требует интенсивной и целенаправленной подготовительной работы. Как раз сейчас и нарабатываются механизмы будущей деятельности коалиции.

Мы уже имели опыт коалиционных правительств, но это были правительства, существовавшие в коалиционном режиме при президентской форме правления. Теперь правительство формируется политическими силами, победившими на выборах. И нам нельзя забывать, что эти политические силы через определенное время снова пойдут на выборы. Через пять лет граждане Украины, отдавая приоритет определенным политическим силам, будут исходить из того, насколько партии и блоки, образовавшие коалицию, смогли выполнить данные ими во время выборов обещания.

Политическая коалиция, создавшая правительство, вынуждена будет следить, чтобы Кабинет министров действовал таким образом, чтобы обеспечить выполнение предвыборных программ. На правительство надо смотреть как на механизм выполнения политической воли партий и блоков, которые победили на выборах. Это принципиально другая ситуация. И, кстати, это дает объяснение и тому, почему вопрос собственно самого премьер-министра на самом деле остается важным, но лишь в определенной степени. Если премьер-министр будет действовать в своем ключе, не выполняя согласованную программу коалиции, то выход хотя бы одного члена коалиции, в сущности, будет означать ее разрушение. В парламенте в этот же момент может образоваться другое большинство, которое, по меньшей мере, выскажет вотум недоверия этому правительству, и оно вынуждено будет уйти в отставку.

Ныне появились механизмы, не свойственные конституционно-правовой действительности страны еще в недалеком прошлом. Таким образом, премьер будет зависим от коалиции и будет выполнять политическую волю лидеров тех партии,  выполняя их общую программу.

 

Виктор МИХАЙЛОВ.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.