сегодня: 20 января, суббота
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 57 от 19 апреля 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / БАРЬЕРЫ СТРОИМ САМИ

19.04.2006 , № 57 от 19 апреля 2006 г.

Иногда стремление создать более совершенный закон, порождает такую лавину проблем, что само государство оказывается в тупике. Точнее, госпредприятия. Речь идет о вступившем в действие с 17 марта текущего года законе о государственных закупках.

Сама история его появления и дальнейшей доработки достойна отдельного рассказа в жанре фантастики. Принятый еще в 2000 году, он имел множество пробелов. Три года спустя в него внесли поправки, но и они не решили всех проблем. Поэтому в конце прошлого года депутаты внесли очередные поправки. Любопытная деталь: сам законопроект получил отрицательную оценку практически всех ведомств, имеющих к нему отношение. Но его по неведомым для народа причинам все-таки приняли. Президент воспользовался правом вето, однако парламентарии дружно преодолели его.

Первоначальная идея была максимально благородной — сделать закупки за казенные деньги предельно понятными и прозрачными. Другими словами, поставщики должны не только доказать, что именно их товар или услуги, за которые заплатят налогоплательщики, крайне необходимы тому или иному госпредприятию, но еще и посоревноваться между собой относительно цены и качества. Причем вызовы на торги должны быть гласными и открытыми с целью избежать разного рода злоупотреблений. Для еще большей открытости закупок все полномочия по надзору передали от Минэкономики Антимонопольному комитету и Тендерной палате Украины. Законодателей не смутил тот факт, что палата находится в стадии формирования, и ее бюллетень, в котором должны публиковать объявления о торгах, существует пока только в проекте. Более того, закон предписывает размещать информацию о будущих торгах в Интернете, “обеспечив все необходимые меры для сохранения государственной тайны”. Однако, согласно письму Государственной службы по технической защите информации Службе безопасности Украины, необходимых систем в нашей стране не существует, и даже приблизительно время их появления неизвестно.

Вот и оказались участники закупок в замкнутом круге: невыполнение закона влечет не только финансовую ответственность для конкретных лиц, но и аннулирование результатов торгов. А не нарушать невозможно: объявления не принимаются, сроки проведения торгов по полной процедуре очень растянуты — до девяноста дней, причем все документы в обязательном порядке проходят через столичные учреждения. Специалисты некоторых крупных региональных компаний грустно шутят: новый закон заставит жить в железнодорожном вагоне, а в Киев придется ездить чаще, чем на работу. Добавлю, что в ловушку попали и государственные корпорации, имеющие контракты с зарубежными заказчиками: поступившие на их счет деньги автоматически становятся казенными, и распоряжение ими подпадает под действие вышеуказанного закона. А торги не проводятся, нарушаются технологические циклы, возникла реальная угроза остановки с трудом реанимированных предприятий. Причем неприятности приобретают международный характер — многие иностранные заказы входят в число межгосударственных (на уровне правительства) соглашений.

Не меньшую тревогу вызывает ситуация на потенциально опасных производствах. Это химические и нефтеперерабатывающие предприятия, газотранспортная система, атомные электростанции и т. д. Да и для коммунальных  служб наступают не лучшие дни: в случае аварии где-нибудь на водопроводе трубу для замены лопнувшей жэк обязан приобретать в соответствии с вышеуказанными правилами. Останется лишь обождать каких-то три месяца. Но если жильцов еще можно как-то уговорить подождать, то работающий ядерный реактор  вряд ли. Это понимают практически все, но ведомства, от которых зависит решение данного вопроса, лишь разводят руками: закон необходимо выполнять, а не комментировать промахи законодателей. И готовить новые поправки в закон.

Серьезные проблемы возникли при реализации проектов, рассчитанных на длительный срок, например, в строительстве. Согласно нововведениям, на будущий бюджетный год можно оставлять не более 15% от запланированного объема. А если работа займет три-четыре года, что тогда? Начинать все (или почти все) сначала. С точки зрения ускорения работ и борьбы с безработицей это — шаг вперед. А с позиции соблюдения технологии и качества — вряд ли. Правда, уполномоченные органы такие перспективы, похоже, не пугают: закон есть закон.

Можно ли было избежать этой ситуации? Большинство специалистов считает, что вполне, невзирая даже на принятый закон. Необходимо было установить переходный период, на протяжении которого обе системы закупок действовали бы параллельно. Тогда новые контрольные структуры смогли бы отладить механизм проведения тендеров, предельно упростив его в рамках принятого закона, и плавно перейти к новой схеме. А уж потом готовить поправки или новый закон. К осени могли бы успеть. Сегодня же мы имеем высоченный барьер на пути развития экономики.

Сергей ЛИТВИНЕНКО.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.