№ 54 от 13 апреля 2006 г.

ЕЗДИТЬ СТАНЕТ ДОРОЖЕ

РЯД центральных телеканалов сообщил о том, что “Укрзалiзниця” намерена в два раза повысить цену на пассажирские перевозки. Накануне летнего сезона эта новость произвела на рядового украинца нечто вроде шока. Что же произошло на самом деле?

На брифинге в Одессе исполняющий обязанности министра транспорта и связи Виктор Бондарь заявил о том, что его ведомство собирается повысить тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров на 100% до 2008 года. При этом он уточнил, что на протяжении 2 лет стоимость пассажирских перевозок планируется увеличивать на 50% ежегодно.

По его словам, тарифы на пассажирские перевозки по железной дороге не пересматривались с 1998 года, в результате чего сейчас перевозка одного пассажира на 10 километров стоит 0,04 гривни.

“Таких тарифов нет нигде в Европе. Убытки же железнодорожных пассажирских перево­зок в 2005 году превысили 2 млрд гривень”, — сказал Бондарь.

Он считает, что увеличение тарифа на пассажирские перевозки серьезно не скажется на благосостоянии населения, так как возрастет его заработная плата и пенсия.

“Конечно, если бы на протяжении последних 7 лет тарифы ежегодно увеличивались на 10%, пассажиры этого не ощутили бы вообще. Но из политических соображений это не делалось, и теперь повышать тарифы приходится более быстрыми темпами”, — подчеркнул Бондарь.

Однако и.о. министра поспешил успокоить народ, уточнив, что в этом году билеты дорожать не будут.

“Укрзалiзницю” нельзя упрекнуть в непоследовательности. Разговоры о повышении тарифов ведутся давно. В начале прошлого года даже была предпринята попытка повысить стоимость билетов во всех типах вагонов в 2,3 раза. Но тогда опять же по политическим мотивам Минтранссвязи согласился облегчить на 50% кошельки состоятельных пассажиров, предпочитающих ездить в СВ. Естественно, того повышения практически никто не заметил. Железнодорожники от этого тоже ничего не получили — один-два вагона СВ в составе поезда погоды не делают.

А что думают по этому поводу экономисты? Слово президенту Центра антикризисных исследований Ярославу Жилило:

— Прежде чем говорить об обоснованности такого повышения, надо бы проанализировать финансовое состояние отрасли. Если все предприятия Минтранс­связи в первом квартале перечислили в бюджет 1,6 млрд грн налогов, увеличив эту цифру по сравнению с 2005 г. чуть ли не вдвое, то есть вопрос. Во-вторых, это повышение будет однозначно негативно воспринято людьми. В то же время “Укрзалiзниця” с начала года не выполняет план пассажироперевозок, и повышение может еще больше отразиться на желании народа ездить именно по железной дороге. Поэтому увеличение цены билета в два раза не приведет автоматически к увеличению доходов железной дороги в такой же пропорции, а вот еще одни толчок инфляции будет дан однозначно. Мне могут возразить, что доходы населения увеличиваются. Да, увеличиваются. Но ведь и цены растут на все, начиная от продуктов питания и заканчивая газом и электроэнергией. Так что надо бы все хорошо просчитать, прежде чем повышать стоимость проезда вообще и в таких размерах в частности.

Александр ПАНЧЕНКО.