№ 77 от 24 апреля 2008 г.

Школа будущего или прошлого?

До развала СССР проблемы детской занятостине существовало. По всей стране, включая глубинку, были дворцы и дома пионеров, станции юных техников, детские спортивные и музыкальные школы, различные студии. Множество кружков и секций существовало и в обычной средней школе, где любой ребенок мог выбрать занятие по душе. Сегодня, осознавая, что среднее образование превратилось почти что в пустую формальность, делаются попытки повысить его качество. И некоторые школы громко именуются “Школами будущего”.

С премьерского плеча

В апреле прошлого года правительство Януковича утвердило концепцию целевой государственной программы на 2007-2010 годы. Ею предусмотрено создание в Украине сети общеобразовательных учебных заведений “высокого технологического уровня, с новейшим учебно-методическим и информационным обеспечением и мощным кадровым потенциалом”.

Первая “Школа будущего” в Крыму была открыта 1 сентября прошлого года в Ялте на базе школы № 2 непосредственно при участии Виктора Януковича. Ее модернизация обошлась более чем в 10 млн гривен. В классах установили маркерные и интерактивные доски. У школы появился собственный телецентр и типография. Зайти в учебное заведение, как и в солидный банк, стало возможным лишь по специальной магнитной карточке.

Для всестороннего развития детей открыли различные кружки и спортивные секции. Кроме того, школа стала индивидуально-профильной (таких учебных заведений было много во времена Союза), где каждый школьник, в зависимости от выбранной профессии, может уделять больше времени для изу­чения того или иного предмета.

Он сказал: «Поехали!»

Вторую “Школу будущего” на полуострове предполагается открыть в Симферополе на базе учебно-воспитательного комплекса “Открытый космический лицей”. Проект был утвержден Министерством образования АРК еще два года назад. Правда, тогда он назывался “Школой настоящего”. Однако к реализации приступили только сейчас. В течение 2008-2010 годов, согласно решению горсовета, средств на модернизацию лицея хотят потратить значительно меньше, чем на ялтинскую школу,  — всего 3,8 млн гривен. Кстати, статус “космического” лицей получил не случайно. Эта идея принадлежит директору Элеоноре Крыжко.

— Элеонора Ивановна, многие думают, что в вашем лицее готовят космонавтов.

— Нет, мы их не готовим и в космос не летаем. Главная цель — подготовка конкурентоспособного человека на рынке труда и социальная защита педагогов. Хотя у нас постоянная связь и с КБ “Южное”, и с евпаторийским Центром космических исследований, и с космической украинской организацией “Сузiр'я”. Летом дети — победители олимпиад — отправляются в Международный центр “Артек” в космическую смену. Лицею уже 12 лет. В нем пять направлений — физико-математическое, эколого-биологическое, технический перевод, технологическое и гуманитарное. Программа несколько отличается от программ других школ. Конкурс на поступление мы не проводим, а принимаем всех желающих.

— Знаю, что вы до переезда в Крым возглавляли Международную космическую школу на Байконуре?

— В свое время мой муж был начальником космодрома “Байконур”. Мы пробыли там более четырех лет. Я горжусь тем, что после переезда из Байконура в Ленинград мне и там удалось открыть космическую школу. А симферопольский лицей — это уже мое третье общеобразовательное учебное заведение со статусом космического.

— Правда, что вы лично были знакомы с Юрием Гагариным?

— Это было, когда он учился в саратовском индустриально-педагогическом училище. Мы встречались с ним по-дружески. Сколько раз говорили и писали о широкой гагаринской улыбке — это действительно так. Он был очень добрым человеком.

Уроки через Интернет

Только в этом году 24 учащихся “Открытого космического лицея” стали победителями и призерами городских ученических олимпиад. В рамках так называемого открытого образования здесь было проведено несколько международных видеоконференций. На связь с лицеистами выходили ученики школы МДЦ “Артек”, киевской гимназии “Потенциал”, автодорожной школы из польского города Познань, Международной космической школы на Байконуре, московской “Школы завтрашнего дня в Чертанове”.

Благодаря современной технической аппаратуре "космические" лицеисты на уроках биологии в режиме онлайн могут общаться с преподавателями Таврического Национального университета и даже наблюдать за тем, как студенты проводят опыты в биологических лабораториях.

Следующий шаг — внедрение в лицее новых форм дистанционного образования детей, обучающихся на дому (например, с ограниченными физическими возможностями), когда через Интернет ребенок может подключиться к уроку и следить по монитору за действиями и словами учителя, выполнять вместе со всем классом задания и общаться.

Для создания “Школы будущего” предполагается реконструкция здания “Открытого космического лицея” и благоустройство прилегающей территории, создание шести компьютерных классов с использованием высокоскоростного сетевого оборудования и современного программного обеспечения, единой внутришкольной информационно-телекоммуникационной оптической сети и многое другое, естественно, при условии своевременного финансирования.

Кадры решают все

По признанию многих специалистов, нынешние украинские школы более чем наполовину не соответствуют международным стандартам. И дело тут даже не в слабой технической оснащенности, а в падении в постперестроечные годы престижа учительской профессии. Сегодня в школах, как правило, работают люди пенсионного или предпенсионного возраста. Молодежь выбирает учительскую профессию неохотно по банальной причине — из-за низкой зарплаты. Горькую усмешку вызывают выдержки из сочинений школьников, учившихся во времена СССР. Например: “Пусть я поседею в 25 лет, но я стану учителем. Пусть я буду поступать всю жизнь, но я стану учителем” или “Учитель! Сколько энергии, силы воли, поседевших волос вложено в это слово!”

Увы, время неумолимо бежит вперед, и учителям старой формации, до сих пор работающим в школах, бывает нелегко приспособиться к новым условиям, например, освоить современные компьютерные технологии. Поэтому одной из главных задач сегодня является привлечение в украинские школы высококлассных молодых специалистов. В противном случае уже в ближайшее время для большинства европейских стран подавляющее большинство населения Украины будет представлять всего лишь дешевую рабочую силу.

Иван ПРОНИН.

Крым.