№ 65 от 08 апреля 2008 г.

grp Союзники: Стою...

Нет, не случайно так называют в народе наши дороги. В этих словах отражены печаль и безысходность. Ибо уже много лет украинские дороги, кроме романтики и приятного времяпрепровождения, приносят семьям и непоправимое горе, а государству — дополнительные проблемы и колоссальные убытки...

Документ  растрат

СКАЖЕМ сразу: состояние наших автодорог — хуже некуда. Согласно статистике, за пять лет, предшествовавших 2003 году (произошло это в связи с политическими пертурбациями в стране), в Украине зарегистрировано свыше 173 тысяч ДТП, в которых погибло почти 28 тысяч и травмировано более 190 тысяч людей. Число пострадавших на автодорогах намного превысило потери афганской войны.

Новые правители страны, поменявшие партийные билеты на талоны для питания из капиталистического котла, решили поиграть на чувствах сограждан и, огласив публично свое усердие и заботливость, на правительственном уровне приняли “Государственную программу обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах, улицах городов, других населенных пунктов и железнодорожных переездах на 2003-2007 годы”.

Предполагалось, что сей документ одним своим названием возродит в согражданах чувство уверенности в завтрашнем дне и надежды на то, что обновленные структуры исполнительной власти заработают более эффективно, нежели их обруганные предшественники и, скоординировав полномочия местных и центральных звеньев, сумеют “обуздать дороги”, сделав их безопасными во всех отношениях. В таком духе на всех перекрестках людям и вешали лапшу на уши. А саму программу острословы нарекли документом растрат, потому что новоявленные благодетели народа (создавшие впоследствии синдикат доморощенных олигархов-миллиардеров) сразу смекнули: есть повод поживиться. Поскольку общегосударственная программа была слишком “объемной”, ее решили расчленить на отраслевые подпрограммы, а те, перекинув их на области и районы, раздробить на программки. Каждая из них, состоящая из множества пунктов, буквально кричала: “Денег!” И деньги пошли.

 Миллиард  улетучился

Проверив ход выполнения программы, аудиторы Счетной палаты Украины наткнулись на... хитрый механизм хищения. В то время, когда граждане страны еле-еле сводили концы с концами миллионами разноцветных купоно-карбованцев, власть имущие отваливали на программу вагоны “денег”. В пересчете на теперешнюю “валюту”  их сумма составила миллиард двадцать миллионов девятьсот сорок тысяч гривен. Распределение производилось “ручным методом”. Поэтому уследить за направлениями денежных потоков было трудно. Да и руки у постоянно меняющихся правительств до этого не доходили.

Зато не остались без дела руки мошенников, взяточников и других расхитителей. Аудиторы не назвали ни одного конкретного злодея, ограничившись лишь деликатными упреками в адрес Министерства внутренних дел Украины, Минтранссвязи и Минэкономики, допустивших серьезные просчеты на стадии формирования проекта программы. Но они расшифровали условия, создавшие “обстановку затрат в нарушение законодательства”. Это бесконтрольность, безответственность, некомпетентность, безграмотность, халатность, попустительство исполнительных структур власти всех уровней — от местного до центральных. И безнаказанность. И самое странное в том, что спросить было не с кого. Под прикрытием расхожей фразы “можно все, что не запрещено законом” совершались злодеяния, которыми, по заключению аудиторов, была охвачена сфера обеспечения  безопасности дорог, лишенных планируемой реставрации и европейской инфраструктуры. Лишь треть подвижного грузового состава страны, за исключением чиновничьих легковушек, была обновлена. О намерениях провести среди водительской рати разъяснительные мероприятия попросту забыли. И нет виновных?

В результате итоги “выполнения” программы просто поразительны. За пять последних лет, по подсчетам проверяющих, количество ДТП с тяжелыми последствиями увеличилось на 43 процента. В них погибло около 40 тысяч человек, а тяжело травмированы почти 300 тысяч человек. Если в 2003 году в среднем за сутки в ДТП гибли 14 и получали травмы 100 человек, то за период 2003-2007 годов это соотношение выражалось формулой 21 к 160. То есть, констатировали аудиторы, ситуация на украинских дорогах не улучшилась, а стала хуже. Куда же ушел миллиард гривен?

Истина  устами  рабочего

Интересные предложения сделал киевлянин Василий Игнатьевич Рябцев в своем письме в “Рабочую газету”. С его письмом мы ознакомили аудиторов Счетной палаты, и они одобрили изложенное. Так вот, по словам Рябцева, за тридцать лет работы таксистом с ним ни разу (постучу по дереву) не случилось чрезвычайного происшествия. И знаете почему? Во-первых, он четко придерживался правил движения. А во-вторых, никогда не выходил на линию не то, что выпившим, а даже с запахом вчерашнего или позавчерашнего застолья.

“Но дело даже не только в этом, — пишет Василий Игнатьевич. — Машины таксопарков, автопредприятий, учреждений, организаций, заводов, фабрик и строек не выйдут в рейс без двух документов — путевого листа и справки-заключения нарколога. Почему же это правило не распространяется на водителей частного транспорта?” Путевые листы, в шутку замечает автор письма, им пусть выдают жена или теща. А вот без справки нарколога — не смей и метра проехать...

Критикуя принятый недавно Верховной Радой в первом чтении проект закона “О внесении изменений в законодательство Украины, которое регулирует безопасность движения”, наш читатель сомневается, что новые штрафы наведут порядок на дорогах. Малоимущие водители, считает он, как и прежде, будут вести себя в соответствии с правилами. Крутые частники “наплюют на закон и  будут ездить на красный свет, уплатив любой штраф. Будут превышать скорость и создавать аварийные ситуации”.

Как же все-таки быть? В каждом квартале района, предлагает Василий Игнатьевич, должна быть точка наркологической службы. Водителю-частнику за незначительную плату и после соответствующей проверки здесь  выдадут свидетельство трезвости. У тех же, кто с “запашком”, следует отбирать водительские удостоверения и отправлять на “досыпание”. Одновременно с этим надо выдавать талон с указанием  даты обследования, который можно укреплять в верхней части ветрового стекла, чтобы автоинспектор видел: машину ведет трезвый водитель. Если такого талона нет — автомобиль надо остановить, водительские права отобрать, а транспортное средство конфисковать в пользу государства. Только так можно достичь безопасности на дорогах. И это, по мнению В.И.Рябцева, необходимо отразить в законе.

Что добавить к словам водителя? Устами рабочего глаголет истина.

Михаил БАЛТЯНСКИЙ.