№ 52 от 11 апреля 2006 г.

НЕ ДАДИМ УНИЧТОЖИТЬ «БОЛЬШЕВИК»!

ПРЕДПРИЯТИЕ — бывший флагман машиностроительной отрасли – опять лихорадит. И без того шаткое спокойствие в коллективе нарушили и внесли дополнительное социальное напряжение два события: увольнение с должности председателя правления ОАО Виктора Решетова и последние высказывания городских должностных лиц относительно судьбы завода. На митинге коллектив выразил протест против смены руководства и расценил заявления представителей столичной горгосадминистрации как компрометацию предприятия с более чем столетней историей. На предприятии объявлено предзабастовочное положение. И в случае неудовлетворения их требований рабочие угрожают прибегнуть к актам общественного неповиновения. Коллектив направил обращение к президенту с просьбой помочь защитить коллектив завода.

— Ситуация без преувеличения угрожающая, — комментирует председатель профкома завода Анатолий Губский. — О том, что некоторым бизнес-дельцам давно не дает покоя не столько наше предприятие, сколько его земельная площадь (в распоряжении завода 42 га. — Авт.), известно давно. Никто и не думает организовывать здесь какое-то новое современное производство. Инвесторов привлекает лишь лакомый кусок в виде большого земельного участка в центре города, из которого, вложив некоторый капитал, потом без особого труда можно получать сверхприбыли. Поэтому не секрет, что из желающих завладеть им уже выстроилась очередь.

Досадно и, видимо, не случайно, по мнению собеседника, что в последнее время местная власть активно стала навязывать киевлянам мысль о вредности, а то и полной ненадобности “Большевика” столице. Заместитель главы Киевской горгосадминистрации Николай Георгиевский вполне однозначно заявил, что город должен избавиться от “Большевика”. И дал совет, каким образом. Продать! На том, мол, все проблемы и закончатся. Подготовлен уже и проект, весьма привлекательный, — построить на освобожденном месте студенческий городок, развлекательные комплексы и паркинги. Очень благородная идея. Так почему бы ее не реализовать?

Предлагают и другой путь: объявить завод банкротом. Эту идею налоговой администрации Соломенского района недавно подбросил первый заместитель главы Киевской горгосадминистрации Валерий Борисов. А куда деть полуторатысячный коллектив рабочих, среди которых очень много не просто способных и квалифицированных, а настоящих профессионалов, должностное лицо, похоже, не интересует. Да и кто решил, что уничтожение такого предприятия, которое и сегодня, связанное путами бедности, выпускает вполне конкурентоспособное оборудование по заказу многих стран дальнего зарубежья, а значит, и пополняет государственную казну, для страны ничего не стоит?

Особенно непонятно содержание подобных заявлений на фоне того, что предприятие, наконец-то, становится на ноги. И такой вывод подтверждается фактами: завод впервые за последнее время завершил прошлый год без долгов по заработной плате, выплачивались текущие платежи в бюджеты всех уровней, заметно выросли объемы выпуска продукции и ее реализации.

Эти позитивные тенденции получили развитие и в текущем году: в заводском портфеле накоплено заказов на 40 млн грн, что дает очевидную уверенность в будущем.

Хотя со всех сторон все еще давят долги предыдущих лет. Их общая сумма достигает 15 млн грн, но разработаны конкретные мероприятия по оздоровлению финансовой ситуации. В частности, решено продать заводской санаторий-профилакторий в Пуще-Водице под Киевом. Если объект реализуют по стартовой цене не ниже 24 млн грн, средств хватит не только на погашение всех долгов, но  определенная сумма останется на развитие производства. Коллектив готов к реструктуризации, оптимизации производства и постепенному переводу его на современные технологии.

Но пока планы “Большеви-
ка” не получили поддержки в Фонде госимущества (100-процентный государственный пакет акций находится в управ
лении ФГИ, а его представитель возглавляет наблюдательный совет акционерного общества). Руководство завода по поручению трудового коллектива обратилось к премьер-министру с просьбой передать корпоративные права управления предприятием Министерству промышленной политики, связывая с ним свои надежды на более эффективное сотрудничество. Это предложение с руководством министерства согласовано.

А вот отношения местной власти, которая вроде бы инициировала необходимость поддержки отечественного производителя, со столичным предприятием в последнее время заметно разладились. Несколько лет назад горгосадминистрация разместила на заводе заказ на тоннелепроходческий щит, даже частично профинансировав его изготовление. Помпезно при участии столичного мэра и с шампанским отмечали завершение действительно этапной работы (до сих пор коллектив подобных заказов не получал). И это обещало обнадеживающую перспективу. Но спустя некоторое время столичная власть к машиностроителям охладела. Уже пять лет никому не нужный щит стоит на предприятии. А город закупил два немецких проходческих агрегата. Свой шаг власть объяснила тем, что механизмы иностранного производства значительно эффективнее и более надежны.

Возможно, но какие эксперты пришли к такому выводу? И зачем вообще было браться за освоение сложного механизма, если результат так и не достигнут? Щит, изготовление которого обошлось приблизительно в семь миллионов гривень, стоит без дела — портятся его детали и механизмы. И теперь уже пяти миллионов гривень, которые завод все эти годы просил у мэрии, не хватит, чтобы испытать и запустить агрегат.

Мэрия же на этом свою миссию посчитала полностью выполненной, дистанцировавшись от проблем прежнего промышленного гиганта, забыв о своих обещаниях поддержать машиностроителей. Бороться за выживание и сохранение предприятия сегодня приходится практически самому коллективу.

Владимир ТКАЧЕНКО