№ 60 от 01 апреля 2008 г.

«Украинские вертолеты»: миссия выполнима

Наша страна не может похвастаться идеальной международной репутацией. Хотя есть направления деятельности, где усилия Украины оцениваются довольно высоко. В частности, несмотря на неоднозначность самого процесса, мировое сообщество отмечает участие украинских военных и гражданских специалистов в миротворческих и спасательных операциях. Под эгидой международных организаций украинцы работали и работают в десятках стран мира.

Впрочем, нынче существуют опасения, что “отдельные действия отдельных чиновников”, продиктованные “шкурными интересами”, способны свести на нет многолетние усилия различных структур по наработке имиджа Украины как надежного и эффективного партнера. Одним из самых показательных в этом плане примеров является ситуация, периодически возникающая вокруг компании “Украинские вертолеты”.

Авиакомпания ЗАО “Укра­инские вертолеты” в 2003-м стала победителем тендера, проведенного Министерством обороны. Тогда военное ведомство приняло решение привлечь коммерческие предприятия к восстановлению “ремонтной базы” военной авиации, требующей капитального обновления и не использующейся армией для выполнения непосредственных задач.

“Украинские вертолеты” взяли в аренду воздушные машины Ми-8МТ/МТВ. В ремонтные работы компания вложила более 42 млн гривен. Вертолеты были демилитаризированы и переоборудованы таким образом, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к технике, используемой в международных гуманитарных операциях. В частности, установка дополнительных топливных баков позволила увеличить дальность полета до 1150 км. Были качественно усовершенствованы навигационные системы. Ремонт и модернизацию осуществляло Севастопольское авиационное предприятие.

Однако в ходе ремонтных работ компании пришлось вести борьбу не столько с физическим и моральным износом техники, сколько с многочисленными разнообразными проверками и ревизиями. Бесконечные инспекции чиновников Минобороны отодвинули начало активной деятельности “Украинских вертолетов” более чем на полгода.

И все же в 2004 году украинские машины были востребованы. Компания начала сотрудничество с Организацией Объединенных Наций по линии транспортного обеспечения гуманитарных и миротворческих операций. На сегодняшний день “Украинские вертолеты” — единственная украинская вертолетная компания, имеющая статус официального авиаоператора ООН. Кроме того, компания — официальный перевозчик Международного Красного Креста. Активно сотрудничает она и с другими  организациями.

География работ “Укра­инских вертолетов” весьма обширна: Пакистан, Турция, Эфиопия, Сомали, Мозамбик, Мадагаскар, Кения, Уганда, другие страны Африки, Азии, Латинской Америки. В настоящее время пять отечественных воздушных машин участвуют в совместной миссии ООН и Африканского Союза в Судане. Они выполняют ответственные задания в Дарфуре — зоне конфликта африканского и арабского населения.

Нелишне заметить, что деятельность “Украинских вертолетов” приносит немалую выгоду государству, в частности его Вооруженным Силам. Только в 2007 году на казначейские счета Министерства обороны было перечислено более 3,2 млн гривен арендной платы. Кроме того, на восстановление армейских вертолетов компания в прошлом году перечислила 7,5 млн гривен.

В самой компании считают, что залог успеха прежде всего в людях. Именно поэтому летный и инженерно-технический состав компании — это опытнейшие специалисты. Около 70 процентов летчиков и 90 процентов инженеров и техников пришли в “Украинские вертолеты” после службы в Вооруженных Силах. Средний стаж профильной работы специалиста авиакомпании — 20 лет, а средний налет пилотов — 5000 часов. Заказчики услуг “Украинских вертолетов” признают, что команда пилотов и инженерных специалистов является одной из наиболее профессиональных в мире.

За несколько лет работы “Ук­раинские вертолеты” приобрели громадный авторитет в ООН. Однако в марте прошлого года чиновники МО Украины вновь попытались воспрепятствовать деятельности авиакомпании и за счет “Украинских вертолетов” решить проблемы менее успешного, но более близкого к тогдашнему высшему руководству Минобороны предприятия подобного профиля — “Украинской авиационной транспортной компании”(УАТК). УАТК пролоббировала принятие решения о лишении ЗАО “Украинские вертолеты” сертификата эксплуатанта и регистрационных свидетельств на вертолеты. Естественно, с целью “забрать под себя” успешный бизнес.

Сложившаяся ситуация встревожила штаб-квартиру ООН. Эта тревога была доведена до сведения украинских дипломатов и руководства страны. Во многом именно благодаря безоговорочной поддержке со стороны ООН “Украинским вертолетам” удалось не только выжить, но и продолжить свою успешную деятельность.

Впрочем, недоброжелатели не оставили попыток отобрать бизнес. Сейчас с этой целью используются политические и судебные механизмы, информационное давление. Но в успех этих усилий не верится. “Украинские вертолеты” с первых дней работы показали, что сильны прежде всего командным духом. Причем не только при выполнении важных производственных заданий, но и в экстремальных для коллектива ситуациях. Именно поэтому они выстояли в предыдущих конфликтах с чиновниками и непорядочными конкурентами.

Жизнь закалила “Укра­ин­ские вертолеты”. Но эта компания все же нуждается в государственной поддержке. Речь идет не о бюджетных дотациях или протекции, а всего лишь о создании условий для цивилизованной конкурентной борьбы и защиты от чиновничьего беспредела. И тогда укреплять авторитет Украины в гуманитарных миссиях по всему земному шару сможет действительно сильнейший, наиболее профессиональный и порядочный представитель нашего государства.

Виктор КАМЕНЕВ.