№ 51 от 19 марта 2008 г.

«Нерентабельное» детство

Без перспектив

На те же грабли

В 2007 г. власти Луганска были вынуждены признать, что городу катастрофически не хватает детских дошкольных учреждений. Это и неудивительно, так как за годы независимости количество детсадов в городе сократилось на треть, а в Луганской области — наполовину. Но сами здания, естественно, никуда не делись, и в них уютно и основательно обосновались банки, офисы, торговые центры. А в одном часть помещения занимает даже штаб Партии регионов.

В бюджет Луганска на 2008 г. заложена сумма порядка 3 миллионов, за которую власти рассчитывают выкупить одно здание детсада у коммерческой структуры. Можно сказать, что несколько лет назад она удачно вложила деньги и теперь покрывает свои расходы с лихвой... за счет городского бюджета.

Очередь на прием малышей в стахановский детский сад, расположенный напротив средней школы № 17, расписана на несколько лет вперед.

— А нашу школу закрывают! Какой в этом смысл? — недоумевают учителя. — Почему бы не объединить школу с детсадом, как это сделали в 29-й школе? В школе можно было бы разместить старшую группу. У нас ведь обучались раньше шестилетки... Не получится ли так, что через несколько лет ситуация со школами станет аналогичной ситуации с детсадами?

По словам начальника управления образования и науки Луганской облгосадминистрации Ирины Цымбал, в 2007 учебном году в первые классы среднеобразовательных школ пришло более 15 тыс. детей. Всего же на Луганщине 211,1 тыс. школьников. Но с каждым годом это число уменьшается. Так, по решению местных советов в 2008 году уже закрыты две среднеобразовательные школы. Ирина Цымбал утверждает, что это связано с общими демографическими процессами и в регионе, и в целом по стране. Такая тенденция, по ее словам, сохранится до 2012 года.

— Наша задача — во что бы то ни стало сохранить количество школ в области, чтобы потом не иметь проблем, которые мы сейчас испытываем с дошкольными заведениями, — подчеркнула Ирина Цымбал.

Тем не менее школы все-таки закрывают!

Школы закрываются

Вопрос “об оптимизации сети учебно-воспитательных учреждений” (так завуалированно называется закрытие школ) во властных кабинетах Стаханова рассматривается с 2002 г. Основная причина — демографическая ситуация, которая особенно стала сложной в шахтерских городах после закрытия угольных предприятий.

29 февраля с.г. на рассмотрение сессии депутатов Стахановского горсовета был вынесен вопрос о ликвидации школ № 6 и № 17. Несмотря на просьбы педколлективов оставить школы, депутаты приняли решение закрыть их со следующего учебного года. Против голосовали только коммунисты.

По словам заместителя городского головы Евгения Хайновского, эти школы относятся к учебным заведениям, где очень мало учеников — 60-68.

— По разнарядке Минфина, — говорит Е.Хайнов­ский, — все расчеты по затратам ведутся не на каждое учебное заведение, а на количество обучающихся в них детей. И такая норма составляет 4 тыс. 100 грн на одного ребенка. В результате затраты на малонаполняемые школы гораздо выше из-за того, что необходимо содержать их большие здания.

— По нашим данным, еще минимум три года ситуация с наполняемостью школ не улучшится, — утверждает заместитель начальника управления образования и воспитания Стахановского горсовета Татьяна Попова. — Раньше в городе на 25 тыс. детей было 24 школы, а сегодня у нас чуть больше 7,4 тыс. детей, поэтому иметь 21 школу нерентабельно.

Удар по педагогам

В условиях капитализма власти больших и малых населенных пунктов в первую очередь обращают внимание на финансовую составляющую “реформ”. Вот и в Стаханове с плохо скрываемой гордостью называют цифру 964 тыс. 360 грн — это сумма, которая останется в горбюджете после ликвидации двух школ.

А вот главный вопрос — трудоустройство педагогических работников — не находит внятных ответов. Как уверяет Т.Попова, для всех найдется работа, по крайней мере для 19 педагогов не пенсионного возраста, которые сегодня работают в 6-й и 17-й школах. Однако почти все они — учителя младших классов и не самая востребованная категория педагогов. Поэтому в управлении образования рассчитывают предложить им ставки библиотекарей, воспитателей в группах продленного дня. А это значит, уверены учителя, что их доходы существенно уменьшатся.

— Я предупреждала учителей наших школ, — говорит Т.Попова, — у многих будет неполная нагрузка. Поэтому некоторым придется поделиться со своими коллегами “часами”, кто-то уйдет на пенсию и т.д. А дети смогут по желанию родителей перейти даже всем классом в другие школы. И я не вижу в этом проблемы. Да, люди переживают, не хотят прощаться со своими школами, но ничего не поделаешь.

Педколлективы обеих школ единодушны в своем мнении: решение о закрытии учебных заведений преждевременно.

Завуч школы № 17 Ольга Пономаренко, учитель и председатель профкома Екатерина Волкова уверены, что с ликвидацией школы возникнет много проблем. Например, в их школе дети обучаются на русском языке, а во 2-й, расположенной по соседству, — на украинском. К тому же их школа вполне могла бы принять учеников из ближайшей школы № 16, которая не имеет газовой котельной, и дети зимой часто мерзнут.

Учителя младших классов школы № 6 Ирина Бурлакова, Нина Компаниенко и Людмила Негреева, проработавшие здесь более 20 лет, считают, что следует пройтись по микрорайону, и если в первый класс наберется достаточно детей, то можно школу пока оставить.

— У нас большое здание, хороший спортзал, — говорят учителя, — здесь можно открыть классы со спортивным уклоном. Ведь раньше занятия шли в две смены, были группы продленного дня, и дети после уроков занимались в спортивных секциях. Почему это не возродить?

Приводят в пример и соседний Первомайск, где одну из школ после “оптимизации” отдали под центр внешкольного развития. Так городские власти решили несколько проблем: трудоустроили преподавателей, увеличили количество детских секций и кружков и сохранили здание в коммунальной собственности.

В Стаханове же в школу № 17 уже приезжал начальник городского управления юстиции с документами, из которых следует, что часть здания школы все-таки сдадут в аренду.

Наталия МАКСИМЕЦ.

Луганск.

ОТ РЕДАКЦИИ. В басне Ивана Крылова “Волк и ягненок” есть такие слова: “У сильного всегда бессильный виноват”. Бедный ягненок, который в жаркий день пришел к ручью напиться, вдруг напоролся на голодного волка. Тот, желая придать нападению на него законный вид, закричал: “Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и с илом? За дерзость такову я голову с тебя сорву”. Когда же несчастный попытался выяснить, чем именно он провинился, ибо стоит далеко от волка и воду никак не мутит, получил ответ: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.

Ситуация со школами в Луганской области напоминает эту известную басню. Разве виноваты дети, что падает рождаемость, что об их удобстве не заботятся, а поступают в угоду тем, кому захотелось использовать “готовое к употреблению” здание детского учреждения под свой офис или сдать его в аренду и без особого труда срубить “капусту”.

Мы, журналисты, устали повторять, что цивилизованность общества определяется по тому, как оно относится к старикам и детям. Но, видимо, эту фразу придется употреблять еще много-много раз. С этой точки зрения проект новой редакции Конституции Украины, предложенный Компартией, вызывает только одобрительную реакцию. Для реального обеспечения права на образование предлагается записать, что “сеть государственных и коммунальных учебных заведений не может быть сокращена”. Вот такой подход к делу — в интересах людей. И двух мнений тут быть не может.