№ 48 от 14 марта 2008 г.

Валерий ПОЛИЩУК. На плечах гигантов

На нынешнем киевском Большом скульптурном салоне, который проходит в Украинском доме, кроме сотен работ современных украинских мастеров, представлены солидные собрания творений сразу трех классиков жанра — Иоганна Пинзеля, Огюста Родена и Александра Архипенко. Именно эти великие имена привлекли в Украинский дом многочисленных посетителей и превратили
Салон-2008 в грандиозное событие.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ таинственного “украинского Микеланджело” Иоганна Пинзеля, а также Огюста Родена большинство киевлян увидело впервые. А такого количества работ одного из основоположников кубизма, сподвижника Пикассо, прожившего большую часть жизни за границей украинца Архипенко в столице также никогда не наблюдалось.

Двадцать скульптур гениального представителя позднего барокко Пинзеля привез в Киев директор Львовской галереи искусств, неутомимый подвижник Борис Григорьевич Возницкий, который многие годы буквально спасал деревянные шедевры мастера, извлекая их из чердачного хлама и, хуже того, из рук тех, кто норовил распилить их на дрова (бывало и такое).

Масштабными экспозициями Родена (21 работа, в числе которых варианты знаменитых “Мыслителя”, “Поцелуя” и “Собора”) и Архипенко (16 работ) мы обязаны еще одному подвижнику — коллекционеру и меценату Игорю Воронову. Явление такого количества скульптур Родена и Архипенко было настолько неожиданным для киевлян, что многие долго выясняли: подлинники это или копии? Выяснилось — никакого обмана. Все работы подлинные. 

Игорь Воронов, безусловно, богатый человек, но меньше всего производит впечатление олигарха, для которого коллекционирование — один из способов вложения денег. Игорь довольно серьезно изучает искусство, в частности скульптуру, может часами профессионально говорить о своей коллекции. По его словам, шедевры искусства должно видеть как можно больше людей, потому и согласился выставить их на Салоне.

Все работы Игорь хранит в собственном доме. На вопрос, не хотел ли бы он открыть собственный музей в Киеве, ответил неожиданно: очень хотел бы, но где взять землю? Сразу вспомнилось о десятках гектаров столичной земли, которые уходят куда угодно и на что угодно, только не на нужды искусства.

Однако классика классикой, а несправедливо будет умолчать о представленных на Салоне работах более сорока современных украинских скульпторов. Их около 500 — из бронзы, мрамора, гранита, дерева во всем разнообразии авторских техник, творческих направлений и стилей. Несмотря на то, что утвердить себя сегодня в скульптуре непросто (все основополагающие открытия здесь, кажется, уже сделаны), художники упорно ищут новые средства выражения, активно экспериментируют.

Директор Украинского дома, знающая толк в искусстве Наталья Заболотная отметила особый интерес к работам уже имеющих имена Михаила Вертуозова и Романа Петрука, Ореста Дзиндры и Александра Сухолита, а также молодых, но очень одаренных Владимира Журавеля и автора металлических скульптур в стиле “техно” Андрея Северинко. Впрочем, по словам Натальи, список этот можно продолжить.

В расположении, или лучше сказать, конструкции всей экспозиции Салона есть некая символика. Второй этаж отведен современным ваятелям, в том числе молодым экспериментаторам, многие из которых вдохновляются опытом тех же Пинзеля, Родена и Архипенко, занимающих первый этаж. Они расположились как бы на плечах гигантов. Но, возможно, пройдут годы, и молодая поросль будет опираться уже на их плечи. Кстати, Игорь Воронов приобрел несколько представленных здесь работ современных украинских скульпторов. И если когда-нибудь ему все-таки удастся открыть музей, то эти работы займут свое место рядом с шедеврами Родена и Архипенко. История искусства пишется на наших глазах.