№ 46 от 12 марта 2008 г.

Георгий КРЮЧКОВ.Грядет диктатура... Если ее не остановить

Наша страна переживает один из самых опасных периодов в своей новейшей истории. Появляется все больше свидетельств тому, что продолжающаяся вот уже несколько лет смута может привести, как это не раз бывало в истории, к установлению в Украине диктаторского режима, неограниченной президентской власти.

Диктатура, по выражению американского историка и политолога Луиса Фишера, это государство, в котором “каприз диктатора служит законом. Государство — это сам диктатор и его ближайшее окружение”. “Диктаторы и тираны, отрицая свободу для других, — говорил русский философ Николай Бердяев, — для себя очень любят свободу и всегда утверждают ее для тех, которые идут за ними и с ними связаны”.

Если вдуматься в то, что происходит сейчас в Украине, нельзя не прийти к выводу, что именно такой режим стремятся утвердить В.Ющенко и его “любi друзi”. Приход их к власти на рубеже 2004-2005 годов с первых дней был ознаменован пренебрежительным отношением к Конституции и законам страны, все большим сосредоточением в своих руках властных полномочий.

Начиналось с фальстарта — преждевременного (до официального признания и объявления результатов так называемого “третьего голосования”, легитимность которого вызывает серьезные сомнения) принесения В.Ющенко присяги в качестве президента Украины. Уж очень не терпелось “демократу” В.Ющенко усесться в президентское кресло. Процедуру инаугурации пришлось повторить — случай беспрецедентный в мировой практике. Ничего, переморгали... “Демократическая” Европа закрыла на это глаза. Ведь ради того, чтобы привести к власти “своего”, откровенного ставленника Запада, затевалась так называемая “помаранчевая” революция.

В тот же день В.Ющенко публично, перед камерами телевидения, подписал указы о назначении глав областных госадминистраций, не имея представления Кабинета министров, что преду­сматривается частью четвертой статьи 118 Конституции. Стало очевидным: ради утверждения власти и возблагодарения тех, кто сделал возможным его приход на высший государственный пост, В.Ющенко готов на все,  в том числе действовать, не считаясь ни с Основным Законом, ни с другими законодательными актами. Иначе трудно объяснить и то, что во многих случаях президент, игнорируя требования частей девятой и десятой статьи 118 Основного Закона, не освобождает угодных ему глав местных госадминистраций, которым соответствующие советы выразили недоверие. Не считается он с мнением советов и при назначении глав госадминистраций. Хотя этого требует Закон.

С одобрения В.Ющенко в стране тогда началось настоящее “кадровое цунами”: массовые освобождения с занимаемых должностей работников на всех уровнях (в том числе учителей, врачей, руководителей предприятий, хозяйств, регионов, отраслей) только за то, что “не так голосовали” или “не обеспечили нужных результатов выборов”. С нарушением действующих законов, конституционных прав и свобод граждан в 2005 году было уволено, как сообщалось, от 20 до 30 тысяч человек. Против “неугодных” возбуждались уголовные дела, кое-кого подвергли аресту при отсутствии, как выяснилось в ходе расследования, законных на то оснований.

Общество “проглотило” беззаконие и произвол. В.Ющенко пришел к выводу: пока повергнутый политический противник деморализован и не способен к организованному сопротивлению, он должен укрепить основы своего правления и подчинить диктату президента все ветви власти — законодательную, исполнительную, судебную.

Прежде всего с этой целью был использован Совет национальной безопасности и обороны Украины. С подачи назначенного В.Ющенко секретарем Совета его ближайшего сподвижника П.Порошенко в Положение о СНБОУ были внесены изменения, которыми значительно расширены его полномочия и Совет в нарушение статьи 107 Конституции из координационного органа при президенте превращен в структуру, призванную осуществлять контроль за деятельностью правительства, фактически управлять им. Это, как известно, вызвало трения в “помаранчевой” команде и привело к отставке и П.Порошенко, и Кабинета министров Ю.Тимошенко.

Круг лиц, которые по должности входят в состав Совета национальной безопасности и обороны, определен статьей 107 Конституции. Законом о СНБОУ от 5 марта 1998 года установлено, что членами Совета могут быть руководители других центральных органов исполнительной власти. Однако В.Ющенко в нарушение этой нормы ввел в состав членов СНБОУ Генерального прокурора, Председателя Верховного Суда (впоследствии Председатель Суда В.Онопенко по его заявлению был выведен из состава членов Совета), Председателя Национального банка, Президента Национальной Академии наук, директора Национального института стратегических исследований, некоторых других должностных лиц, которые не возглавляют центральные органы исполнительной власти. А в 2007 году перед внеочередными парламентскими выборами В.Ющенко утвердил членами СНБОУ всех назначаемых президентом и всецело зависимых от него глав областных, Киевской и Севастопольской городских гос­администраций. Этим были созданы предпосылки для проведения через Совет решений, нужных В.Ющенко. Ведь при желании любой вопрос, любую ситуацию можно объявить такими, что “представляют угрозу национальной безопасности” и оправдать их рассмотрение СНБОУ, решение которого вводятся в действие указами президента.

Правда, в январе 2008 года В.Ющенко утвердил новый состав Совета национальной безопасности и обороны Украины, в который главы облгосадминистраций и некоторые другие руководители не вошли. В.Ульянченко, глава Киевской облгосадминистрации, один из самых близких соратников В.Ющенко, в интервью газете “Киевский телеграф” объяснила это тем, что задачи, которые ставились перед Советом, выполнены. Однако внесенным В.Ющенко на рассмотрение Верховной Рады законопроектом о внесении изменений в Закон о местных госадминистрациях вновь предусматривается возможность включения в состав членов СНБОУ указами президента глав облгосадминистраций.

Этим преподнесен наглядный урок “вольного” обращения главы “правового, демократического” государства с законом, конституционным принципом верховенства права: “хочу — решу так, хочу — иначе, и Конституция для меня не указ”. Вспомним, как В.Ющенко незаконно, по несостоятельным мотивам прекратив полномочия Верховной Рады, “милостиво разрешил” ей собраться на два-три дня, чтобы проголосовать за нужные президенту законы. Немыслимое в любом нормальном государстве в Украине становится обычным делом. И никого это не возмутило, не оскорбило, в том числе и тех, кто, подписав вместе с президентом пресловутое “Соглашение трех”, теперь возмущается беззаконными действиями В.Ющенко.