№ 44 от 06 марта 2008 г.

Валерий ПОЛИЩУК. В поисках света

Пока художник не выработает собственную эстетическую концепцию и не перенесет ее в творчество, он еще не состоялся. Картины француженки Катрин Ван ден Стин, оригинальные по технике и с явным элементом интеллектуального поиска, позволяют говорить о ней как о самостоятельном мастере. В этом могут убедиться посетители выставки “В свете мира”, которая проходит во Французском культурном центре Киева.

УЖЕ много лет Катрин сочетает живопись масляными красками с предварительной съемкой на цифровую камеру. Может показаться, что использование фотоснимка как основы для будущего полотна не может дать большего результата, чем  элементарное копирование. В этой связи вспомним, что изобретение фотографии в ХIХ веке воспринималось как угроза живописи и подвигнуло многих художников к формалистическим изыскам, увлечению абстракцией. В случае с Катрин возможности фотографии используются лишь как исходный материал, который впоследствии насыщается и художественно обогащается ее собственной мыслью и воображением.

По словам директора Французского центра Матье Ардена, когда ее  картины были вывешены в экспозиционных залах, все сотрудники отметили, что в помещении стало значительно светлее. Действительно, многие работы излучают свет, словно в них внедрены лампы накаливания. На самом деле этот эффект достигается исключительно с помощью красок и игрой света с тенью, над чем художница работает очень тщательно. 

— Как художник, — говорит Катрин, — я знаю: необходимо время, чтобы научиться видеть. Живопись дает нам материал и время. Что касается меня лично, могу сказать, что на протяжении акта творчества стараюсь через технику и материал понять то, что вижу на снимке. Живопись  — это игра света и материи. Можно утверждать: свет позволяет вещам, материи существовать, выйти из небытия  и стать видимыми. Свет, таким образом, показывает нам мир. Речь идет не про дневной свет, который нам хорошо известен, а про тот, который является чем-то совсем другим, нежели физическое явление.

Если отвлечься от весьма глубоких философских построений художницы и просто взглянуть на ее картины, мы обнаружим очень интересный и убедительный конечный результат. Катрин Ван ден Стин как бы приоткрывает для нас ту глубину реальности, которую трудно уловить в будничной жизни, заставляет замереть мимолетные природные процессы и позволяет зрителю сконцентрироваться на них.

В конце концов, философия и художественный поиск Катрин остается при ней, а мы просто с наслаждением созерцаем плоды этих поисков, воплощенные в красках.