№ 41 от 03 марта 2008 г.

Владимир РЕКА. Вынесут ли тесты приговор коррупции?

Министерство образования и науки вынуждено было продлить срок регистрации желающих принять участие во внешнем тестировании до 1 марта с.г. Зарегистрироваться по месту жительства или обучения до раннее назначенной даты (20 февраля) успел далеко не каждый потенциальный абитуриент.

Первые «сюрпризы»

В СТРАНЕ вводится обязательное внешнее тестирование для выпускников школ, вступающих во все вузы независимо от их подчинения или формы собственности. Отныне право грызть гранит науки абитуриенты будут оспаривать исключительно по результатам независимого внешнего оценивания знаний. Без сертификата, свидетельствующего о прохождении независимого внешнего тестирования, поступить в вуз, начиная с этого года, будет невозможно.

По предварительным оценкам, им будет охвачено 500-530 тысяч участников, которым на выбор предложат один-три теста из 11 дисциплин. Важно, что участники внешнего оценивания, обучающиеся на языках национальных меньшинств, получат тесты, переведенные на русский, польский, румынский, венгерский, молдавский и крымскотатарский языки. Правда, это решение министерство приняло только после акций протеста в Симферополе. Как заявляли их участники, раньше учеников школ с русским языком преподавания чуть ли не в обязательном порядке принуждали сдавать тесты на украинском языке. Изначально предполагалось, что все тесты будут на государственном языке. Все же приказом министра тесты для учеников, получающих общее среднее образование на языках национальных меньшинств, тесты по желанию будут переведены на их родной язык, кроме, естественно, теста по украинскому языку и литературе. Пока эта норма закреплена на два года.

Министр образования и науки Иван Вакарчук на последней пресс-конференции напомнил, что введение несколькими университетами стандартизированного тестирования при поступлении в вузы началось еще в 1999 году. Начиная с 2001 года, в ходе реализации экспериментального проекта “Независимое тестирование” разрабатывались и апробировались тестовые технологии. В прошлом году тестирование прошли 26% выпускников общеобразовательных школ, а в этом их должны пройти все ученики, оканчивающие школу.

Проверка уровня знаний выпускников возложена на Украинский центр оценивания качества образования и девять одноименных региональных центров.

Панацея от всех бед?

Новая форма оценивания, заверяют сторонники ее внедрения, позволит наконец-то получить реальную картину о состоянии образовательного процесса в стране и уровне качества знаний студентов в конкретном вузе.

Но главная ставка при масштабном введении тестов делается на то, что они должны победить коррупцию при сдаче вступительных экзаменов в учебных заведениях. Ах, как бы хотелось искренне поверить! Но аргумент, что эта система — надежный щит, апробирована и действует более чем в 150 странах и практически во всей Европе, для наших специфических условий и особенностей национального менталитета не выглядит 100-процентно убедительно.

Для такого серьезного и ответственного дела и нам бы не мешало, как минимум, подготовиться. Но у нас за годы независимости страны стало традицией очень многое делать, что называется, “с пылу, с жару”. Вот и глава государства, ярый поборник идеи скрутить рога ужасному явлению с помощью тестов, бросил клич: в 2008 году обеспечить 100-процентное тестирование абитуриентов. И подчиненные взяли под козырек, особо не задумываясь о последствиях очередной кампании. Виктор Ющенко заверяет, что новая форма оценивания знаний избавит национальное образование и высшую школу от хронических заболеваний. Дай-то Бог! Но многие специалисты подобного энтузиазма, мягко говоря, не разделяют.

Совет же ректоров вузов ІІІ-ІV уровней аккредитации Харьковской области считает идею введения внешнего независимого тестирования как единственной формы приема в вузы ошибочной. Потому как это может повлечь за собой новые проблемы. В первую очередь, может разрушиться сама система довузовской подготовки, создаваемая учебными заведениями на протяжении не одного десятилетия. При этом теряется всякий смысл в проведении всеукраинских олимпиад по дисциплинам и конкурсов, предназначение Малой академии наук. Способные выпускники не смогут поступить на престижные специальности из-за того, что их места займут абитуриенты, пользующиеся льготами при поступлении.

Совет ректоров выразил обеспокоенность и тем, что поступление в вуз по результатам внешнего оценивания принципиально изменит парадигму обучения в общеобразовательной школе: заставит учеников перейти на репродуктивное заучивание материала вместо развития креативного мышления. Кроме всего прочего, отсутствует пока и отработанный механизм подачи апелляции абитуриентами, не согласными с результатами внешнего оценивания.

Харьковские ректоры предложили профильному министерству немного повременить с введением новой системы до ее усовершенствования.

Оставив при этом право учебным заведениям, помимо тестов, проводить еще и конкурсы, собеседования среди абитуриентов, самостоятельно определять особые условия приема выпускников, сохранить квоты госзаказа, оставить за победителями олимпиад и МАН право льготного поступление в вузы. И отменить тесты для абитуриентов, поступающих на творческие специальности. Об официальной реакции министерства на это обращение пока неизвестно.

Мнения

А что думают об обязательном тестировании те, кому оно предстоит, их родители? Мнения пользователей одного из сайтов разделились.

Ирина: “Людей превращают в машины. А где же человеческий фактор? Самое дикое изобретение человечества — это тесты. Они полностью уничтожают личность”.

Сергей: “Это очень хорошая система, обрезается сразу несколько источников взяток, поэтому и шум такой. Как и у всякого нового, есть недостатки, которые можно устранить в процессе использования, например, поднять уровень обучения в сельских школах, ведь не секрет, что сейчас сельские школы по уровню сильно уступают городским, и особенно столичным”.

Светлана: “Тестирование — неплохой способ проверки знаний школьников. Но только в том случае, если оно проводится не в школе учителями, а независимыми экспертами. Потому что и в наших школах до последнего времени процветало невиданное взяточничество. Родители, желая, чтобы их дети получили медаль или хороший аттестат, платили за это деньги. То же самое может повториться и с тестированием”.

Александр: “Почему-то при старой доброй советской системе наших специалистов за рубежом с руками отрывали, и до сих пор многие получившие тогда образование, уезжают за “бугор” и успешно там работают, и безо всякого, заметьте, тестирования. А повсеместный переход на тестирование превратит наших детей в подобие западных “зомби”, многие из которых с трудом представляют, чем отличается история от географии, зато лезут нас учить, как нам жить”.