№ 51 от 07 апреля 2006 г.

ФАНТАЗИИ ГЛАВКОМА МИХАЙЛОВА

16 декабря 1994 года после контрольной пробежки первый опытный экземпляр среднего транспортного самолета Ан–70 впервые поднялся в небо. Погода в Киеве в тот день стояла довольно хмурая, но никто не усмотрел в ней указание на нелегкое будущее машины.

ГЛАВКОМ ВВС России Владимир Михайлов в очередной раз высказался против продолжения совместных с Украиной работ над проектом среднего военно-транспортного самолета Ан-70.

Это далеко не первое подобное заявление господина Михайлова. С момента своего назначения на должность он упорно не желает слышать об Ан-70. В свое время руководителям РФ приходилось дезавуировать заявления главкома, ссылаясь на то, что это его личное мнение. Однако, судя по всему, с течением времени это приватное мнение В.Михайлова все больше становится официальной позицией Москвы.

Правда, на этот раз главком ВВС пошел намного дальше. Ссылаясь на слова министра обороны РФ Сергея Иванова, он заявил, что в процессе создания “Ан-70 вышел за рамки среднего самолета, стал тяжелым”. Это откровенная ложь. Семидесятка полностью соответствует первоначальным техническим условиям, и в официальных документах претензий к внешнему виду самолета у России нет.

Слова В.Михайлова тут же прокомментировал секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолий Кинах, который считает малоперспективным сотрудничество с Россией по самолету Ан-70.

“Мы видим, к сожалению, что позиция Российской Федерации в отношении Ан-70 очень отрицательная, и, по сути, сегодня возникла ситуация, когда нам надо искать партнеров, чтобы не потерять самолет, потому что устареет проект, и тогда он не будет просто конкурентоспособным... Я думаю, что перспектив серьезных по направлению России по Ан-70 у нас уже нет, и нам надо усилить работу по использованию Ан-70 для нужд наших Вооруженных Сил”, — заявил он в эфире “5 канала” в среду вечером.

В этот же день министр экономики Арсений Яценюк развил такую мысль и предложил рассмотреть возможность замены России на другого партнера в программе создания военно-транспортного самолета Ан-70. “...Есть кого находить: начиная от Airbus и заканчивая Boeing. Надо только правильные условия предлагать”, — добавил А.Яценюк.

Ситуация действительно непростая, однако, принимая решение, надо руководствоваться не словами главкома и даже министра обороны России, а официальными документами, подтверждающими позицию правительства РФ. Их пока нет.

— А что же есть? Межправительственные соглашения от 1993 и 1999 годов. В первом из них предусмотрено, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
(НИОКР) по проекту Ан-70 финансируются Украиной и Россией в пропорции 28 и 72%, соответственно. Украина, а точнее АНТК им. Антонова, за счет собственных ресурсов свою часть расходов профинансировала полностью. Россия же свои обязательства выполнила едва на 10%. Сейчас долг РФ, по сведениям пресс-службы АНТК, составляет 48,2 млн долларов. В этом же документе прописаны условия выхода из соглашения. Они предусматривают погашение долга и уплату неустойки, сумма которой определяется путем переговоров.

Поэтому когда В.Михайлов говорит о том, что Украина должна вернуть России затраченные средства, он, мягко говоря, вводит в заблуждение общественное мнение своей страны. Но еще хуже то, что вслед за ним этот же тезис повторяют наши чиновники. Впрочем, пока нет официального предупреждения правительства РФ о выходе из проекта, предмета спора вообще нет.

Все эти заявления можно расценивать как ответ на стремление Украины в НАТО. Вступим мы туда или нет — бабка надвое сказала. А рынок России из-за недальновидной политики нынешней власти мы уже потеряли.

Теперь что касается поиска партнеров. В свое время Европа проявила интерес к проекту. Ознакомившись с самолетом и его возможностями, Эрбас индастри предложил АНТК, создателям и производителям двигателя запорожскому КБ “Прогресс” и ОАО “Мотор Сiч” полностью передать им технологию. Закончилось это тем, что европейцы практически один к одному скопировали планер и начали создавать свой средний транспортный самолет, забыв о сотрудничестве. Но у них нет запорожских двигателей, и они не скоро их сделают. А без силовой установки европейский самолет теряет все достоинства Ан-70. Что касается “Боинга”, то ожидать альтруизма от американцев не приходится. Они тоже захотят все и сразу.

Александр ПАНЧЕНКО.