№ 50 от 06 апреля 2006 г.

«РОКСОЛАНУ-2» УВИДЯТ РОССИЯНЕ, УКРАИНЦЫ И ТУРКИ

СЕМЬ ЛЕТ прошло  со времени начала съемок “Роксоланы-2” до ее выхода на экран. Снимать начали в далеком 1999-м. Но вот в марте 2006 г. на Первом Национальном начался показ цикла “Роксолана. Владычица империи”.

Первая часть сериала вышла 9 лет тому назад. В 26 сериях прослеживалась судьба украинки Насти Лисовской, которая, попав в плен в Рогатине, оказалась в гареме турецкого султана. Роксолана стала самой любимой женой Сулеймана, а впоследствии благодаря интригам сделала своего сына наследником трона Османской империи. В продолжении сериала речь идет о дальнейшей судьбе Роксоланы. Основная сюжетная линия повествует о ее взаимоотношениях с сыновьями.

В сериале тесно переплелись семейные связи как персонажей, так и самих исполнителей. Главные роли исполняют тоже Ольга Сумская (Роксолана) и ее шурин Анатолий Хостикоев (султан Сулейман). Кроме того, “Роксолана-2” пополнилась еще двумя актерами из клана Сумских—Хостикоевых: младшего сына Сулеймана и Роксоланы Баязета играет старший сын Анатолия Хостикоева Георгий, а роль интригана Алан-Бея, визиря Крымского ханства, досталась мужу Ольги Сумской Виталию Борисюку.

Снимали с перерывами четыре года. Из-за недостаточного финансирования пришлось заморозить проект в начале его создания. По словам режиссера Бориса Небиеридзе, на фильм первоначально было выделено из государственного бюджета 5 миллионов гривень. Перечислили лишь 1,2 миллиона, а дошли до “Укртелефильма “ на картину лишь 340 тысяч. Поиски инвесторов завершились в 2002 году — фильм профинансировала российская компания “Наше кино”. Поэтому за год все досняли.

Однако пауза снова продолжилась  из-за финансовых споров. Пока “Укртелефильм” и “Наше кино” делили шкуру неубитого медведя, сериал опять положили на полку. В конце концов, скандал уладили полюбовно: права на показ в Украине принадлежат “Укртелефильму”, в России — “Нашему кино”. Причем за российский показ украинская сторона получает 25% от суммы продажи.

Спорить есть о чем: популярность первой “Роксоланы” в СНГ была чрезвычайной. Только в России сериал демонстрировали четыре телевизионных канала, среди которых “НТВ” и международный “НТВ-мир”. Вторую часть российский зритель увидел раньше украинского. А в настоящее время продолжаются переговоры с российским Первым каналом о повторе “Владычицы империи”. Кроме того, украинским продуктом заинтересовались турецкие телепродюсеры.  В Турции о Роксолане не сняли ни одного фильма, были лишь героини, прототипом которых была Роксолана. Поэтому, кроме покупки прав на показ обеих частей сериала, турецкая сторона планирует снимать украинско-турецкий фильм.

Съемочная группа жаловалась на постоянные колебания чиновников, стоит ли снимать фильм. Ольга Сумская вспоминает, как на девятом месяце беременности ходила по властным кабинетам и выбивала деньги.

— “Роксолана” была первым национальным сериалом, — объясняет Ольга Сумская. — В Крыму люди смотрели все серии, изучая таким образом украинский язык. Но заинтересованности во второй части у чиновников не было. Наконец нас услышал Виталий Докаленко (президент Национальной телекомпании Украины. — Авт.). Первая встреча — и сразу понимание. Он знал, как украинский сериал необходим Украине. Тему боготворят люди, ожидают.

— Как только руководители шли нам  навстречу, их снимали с должности, — добавляет Борис Небиеридзе и перечисляет имена: Зиновий Кулик, Николай Томенко, Тарас Стецькив.

Фильм так долго шел к зрителю, что за это время многое изменилось. Борис Небиеридзе надеялся, что откроет публике Георгия Хостикоева, однако пока “Роксолана” вышла, Георгий уже стал звездой. Не дожил до премьеры первый исполнитель роли Байды Дмитрий Миргородский. Его не стало, когда проект заморозили на неопределенный срок.

Актеры трепетно относятся к своим персонажам. Особенно сблизилась со своей героиней Ольга Сумская. Она через два месяца после родов вошла в свои костюмы. Финальная сцена фильма мерещилась Ольге ночами. Отснявшись, она еще долго переживала, как эпизод будет выглядеть на экране. В Стамбуле, подойдя к склепу Роксоланы, актриса почувствовала, что там лежит очень близкий человек. После съемок в двух сериалах Сумская знает о свой героине все.

— Для юных турчанок Роксолана — это олицетворение всех добродетелей, всех женских качеств, — рассказывает Ольга Сумская. — В действительности Хюрем-Султан (именно так ее называют в Турции) носила аскетическую и очень простую одежду. Это было придумано специально, чтобы ничего не отвлекало внимания от глаз и глубины души Роксоланы. Ее роскошь была в драгоценностях, любимый бриллиант жены султана весил 86 карат (размер куриного яйца). Остались три портрета Роксоланы. В Стамбуле один, на который я похожа. Во Львове хранится другой — на нем у султанши зеленые глаза, рыжие волосы.

Интересно, что в Рогатине установлен памятник Роксолане, прообразом которого стала Ольга Сумская. Четырехметровая скульптура изображает Настю Лисовскую, юную девушку, которой впоследствии суждено было править в Османский империи. На открытие памятника приезжала съемочная группа сериала, тогда в Рогатине был местный праздник — на площади посмотреть на гостей собрались 15 тысяч рогатинцив. В этом году киношники опять собираются в Рогатин — на 500-летие со дня рождения самой знаменитой украинки.

Сериал снимали в павильонах “Укртелефильма”, а также на натуре: на Киевщине, в Крыму — в Ливадии, Алупке. В Турции удалось некоторые эпизоды отснять в знаменитом дворце-музее Топкапе. За один съемочный час там нужно было платить 6 тысяч долларов, однако продюсерам удалось договориться о бесплатной аренде.

Георгий Хостикоев с удовольствием вспоминает о съемочном процессе. Работали летом на море с прекрасными актерами и хорошим режиссером. Сниматься Георгий начал на втором курсе института. Был, по собственному определению, “зеленым”, многому пришлось учиться. Трудности заключались в том, что начало эпизода снимали в одно время, а концовку — через 3,5 года. Вспоминать и входить в образ помогал режиссер.

Первую часть сериала, помнится, очень критиковали в прессе. Борис Небиеридзе не боится подобной реакции снова. Самым ужасным он  считает, если фильм игнорируют, а когда критикуют, это нормально, особенно если ругают лишь за недостаток средств на воссоздание исторической достоверности.

По мнению Виталия Борисюка, если бы история Роксоланы попала в руки голливудских продюсеров или к россиянам на нынешнем этапе, они сделали бы блокбастер. Вместо этого режиссер радуется, что фильм, который стоил съемочной группе много крови, наконец вышел на экраны.

Марьяна ЗАКУСИЛО.