№ 35 от 22 февраля 2008 г.

Александр КОЖУШКО. Избежать «украинского нарыва»!

Мысли вслух

Ушедший в историю 2007-й запомнится украинскому народу как год политической нестабильности и борьбы между президентом и депутатами Верховной Рады. Результат этой борьбы — спровоцированные досрочные парламентские выборы, главной целью которых, по мнению президента, было устранение политической коррупции в ВР и намерение повысить эффективность экономики. Удалось ли решить эти задачи — покажет время.
Но уже сейчас видно, что многие проблемы не только остались,
но и значительно обострились...

Вновь назначенные наместники

ОТДЕЛЬНЫМ политикам выборы так понравились, что они “рекомендуют” теперь проводить их два раза в год. Это, мол, даже полезно для народа. Будет развиваться экономика, улучшаться жизнь. Уверен: так могут говорить только невежды или записные лгуны. В условиях, когда в стране отсутствует необходимая законодательная база, когда в течение восьми месяцев не работает высший законодательный орган, когда в ожидании рассмотрения находится более 600 законопроектов, проводить реформы в любой отрасли экономики невозможно. Даже глупо. Потерянное время скажется очень быстро. Впрочем, это обстоятельство уже сказывается. И воочию мы убедимся в этом на результатах “работы” украинской экономики уже в первой половине 2008 года. Рост инфляции прямо сейчас, на старте года, крепко ударил по карманам малообеспеченных граждан.

Что же происходит в стране? До­срочные выборы показали, что наши граждане отдали с небольшим перевесом предпочтение партиям, входящим в блок БЮТ — Наша Украина — Народная самооборона, которые сформировали парламентское “большинство” и новое, 16-е по счету правительство страны во главе с Юлией Тимошенко. В полной мере оценивать работу этого правительства, конечно, прежде­временно. Однако высказать мнение о его первых шагах просто необходимо. Почему? Во-первых, новое правительство сразу исключило из своей деятельности практику преемственности. Это выражается в том, что почти все руководители государственных органов власти, руководители крупных предприятий пишут заявления об отставке. Назначаются новые руководители (из своего окружения), не всегда профессионально подготовленные к новой работе, но с большими амбициями. И такую практику  называют европейской нормой. Хотя это совсем не так.

Наши “вновь назначенные” считают себя чуть ли не наместниками Бога и позволяют себе нарушать... элементарные нормы приличия, что просто недопустимо в цивилизованном обществе. Главный милиционер бьет в лицо столичного мэра и затем на всю страну вещает о своем “геройстве”. Это, безусловно, позор для всего правительства. И реакция со стороны премьера здесь должна быть мгновенной и адекватной. Однако этого не произошло. Что очень настораживает. 

Во-вторых, настораживает поспешность разработки и принятия крупных решений, в которых откровенно нарушаются отдельные статьи Конституции и ранее принятые законы. Именно это произошло при разработке и принятии Закона “О бюджете на 2008 год”. В нарушение статьи 22 Конституции Украины в документ включен целый раздел (80 изменений действовавших законодательных актов социальной направленности), которым ущемлены права граждан. Этим же актом нарушены и статьи 9 и 10 Закона Украины “О железнодорожном транспорте”: не выделены финансы для приобретения подвижного состава. Денег не нашлось. Но в этом же пресловутом и разрекламированном  бюджете расходы на президента и его Секретариат возросли по сравнению с прошлым годом на 59 процентов! Миллиард 236 миллионов гривен — в эту сумму входят и средства, предусмотренные для ведения охотничьего хозяйства. А как же предвыборный лозунг: “Богатые поделятся с бедными”?.. Все свидетельствует о том, что “новое” руководство, пришедшее к власти под бой и грохот громких обещаний, не стремится их выполнять.

Знаменитое выражение “отмена депутатской неприкосновенности” так и повисло в воздухе. Одним разговором осталось и обещание отменить призыв в армию с 1 января 2008 года и перейти на службу по контракту.

Пресловутая
выплата вкладов

Особо надо сказать о выплате сбережений вкладчикам Сбербанка бывшего СССР. С юридической точки зрения этот долг является государственным долгом Украины перед своими гражданами, а не долгом России, как подчеркивают представители нынешнего правительства. Основанием для такого вывода служит так называемый договор о “нулевом варианте” с Россией, согласно которому Украина освобождается от всех внешних долгов СССР, и их берет на себя Россия. По состоянию на первое января 1992 года наши вклады в Сбербанк признаны  государственным долгом Украины перед ее гражданами. Размер долга — 132 миллиарда рублей. В 1996 году Верховная Рада приняла Закон “О государственных гарантиях возобновления сбережений граждан Украины”, которым установила, что сбережения возобновляются в соотношении 1 рубль — 1 гривна 5 копеек. Было установлено также и то, что последующая компенсационная индексация сбережений украинцев будет осуществляться в соответствии с индексами инфляции. Так вот правительство Тимошенко нарушило закон и не провело индексацию. А это были бы для граждан уже совсем другие деньги.

Анализируя высказывания лидеров БЮТ на разных митингах и встречах, можно отметить и такую деталь. Суммы возврата средств, о которых говорили бютовцы, с течением времени... уменьшались. В октябре они обещали вернуть вкладчикам либо их наследникам 100 процентов вкладов. В ноябре — 100 процентов, но только вкладчикам. В декабре — вернуть, но уже не свыше 5 тысяч гривен. 24 декабря прозвучало намерение возвратить не более двух тысяч. А через три дня премьер пообещала выдать “до одной тысячи гривен, в зависимости от размера вклада”.

О чем это говорит? Нынешние руководители государства давно поняли, что обездоленный, бедный народ будет благодарить их за возврат любой суммы, а не обязательно той, которую они заработали и которая положена по закону. Именно поэтому власть не обеспечила даже нормальной работы банковской системы. И стоят люди в очередях возле касс и в дождь, и в снег. Стоят в основном пожилые люди, с изможденными лицами, плохо одетые, и ждут милостыню...

Многие уже не верят власти. И основания, как видим, есть. Принимая бюджет-2008, правительство не включило суммы выплат как государственный внутренний долг. И потому нет никакой гарантии, что в любом случае люди их получат. Такие действия  правительства в цивилизованных странах называют оскорблением народа...

«Хуторские мифы» коалиции

Все это не имеет ничего общего с лозунгом “Украинский прорыв: для людей, а не для политиков”, разрекламированным предвыборной программой нынешней власти. С этой программой я ознакомился уже в первоначальном ее варианте. И что же отметил? По содержанию она смахивает на банальную подборку слоганов и благих посулов. Ни конкретных целей, ни механизма достижения намеченного в ней нет.

В результате сложилось впечатление, что новая коалиция способна лишь проводить митинги. Для решения задач государственного масштаба ей не хватает профессионализма. И “хуторской” подход к развитию экономики только тормозит ее развитие.

Такой подход содержит в себе три мифа. Миф первый: “рынок все отрегулирует”. А ведь во всех странах мира есть рычаги регулирования рынка государством — законодательные, инвестиционные, ограничительные и т.д. Миф второй: все госпредприятия должны быть переданы в частные руки. Опять же не так. В государствах с развитой экономикой прибыльные предприятия, а также имеющие для страны стратегическое значение находятся только в государственной собственности. Миф третий: ежегодная полная смена руководителей сверху донизу ведет к подъему экономики. Об отрицательных последствиях таких шагов можно судить по работе железнодорожного транспорта в последние годы.

О чем говорят
проблемы «Укрзалiзницi»

В 1991 году уровень технической, технологической, социальной и кадровой обеспеченности железнодорожной отрасли позволял осуществлять в два с лишним раза большие объемы перевозок, чем сегодня. Отрасль располагала достаточным количеством подвижного состава, солидной социальной сферой. Этот запас прочности давал возможность (при некотором снижении выпуска продукции) полностью обеспечивать перевозки до 2000 года. Но параллельно шел износ основных фондов. И сегодня “за пределами продленных нормативных сроков службы” эксплуатируются 54 процента грузовых и 71 процент пассажирских электровозов, 46 процентов дизель- поездов и 50 процентов пассажирских вагонов. За прошедший период списано 120 тысяч вагонов и ни одного не приобретено  за бюджетные средства.

Государство не выполнило своих обязанностей при переходе от плановой экономики к рыночной. Не создало равноправных условий хозяйствования, к которым относится и переоценка основных фондов. В результате страна потеряла 70 миллиардов гривен. С момента принятия Закона “О железнодорожном транспорте” держава не выполняла статьи о выделении финансов для приобретения подвижного состава.

Руководители отрасли и начальники дорог, которые были назначены в 2006 году, сумели изменить ситуацию к лучшему. По итогам 2007-го все нормативы по объемным (погрузка, выгрузка грузов, тонно-километровая работа) и по количественным показателям (оборот и производительность вагона, пробег и производительность локомотива) выполнены. Но главное — начато обновление основных фондов, произведена их переоценка в соответствии с рыночной стоимостью. Приобретено 2275 грузовых и 98 пассажирских вагонов, отремонтировано всеми видами ремонта более трех тысяч километров пути. Заменено свыше двух тысяч стрелочных переводов. Это больше, чем за предыдущие пять лет.

Однако новое правительство вместо того, чтобы поддержать положительные тенденции и устранить имеющиеся недоработки, использовало “третий миф”. Решило сменить кадры. В частности, руководство “Укрзалiзницi” и трех дорог. Возможно, новые начальники и неплохие профессионалы. Но я хорошо знаю: чтобы нормально руководить дорогой, необходимо не менее трех месяцев только для “знакомства с вверенным хозяйством”. Чтобы осмотреть тысячи километров пути. Чтобы пройти многие километры пешком и встретиться с работниками, посмотреть им в глаза и ознакомиться с их производственными и бытовыми проблемами. Чтобы ознакомиться с промышленными предприятиями и портами, которые будешь обслуживать. Лишь только тогда ощутишь пульс такого сложного механизма, как железная дорога. Но даст ли это сделать кадровая карусель?

Считаю, что в сложившейся ситуации вновь назначенные руководители “Укрзалiзницi” и дорог вместе с профсоюзами должны доказать президенту и правительству, что необходимо принять постановление о развитии железнодорожного транспорта, которое дало бы возможность законодательно устранить накопившиеся противоречия. В противном случае программа “Украинский прорыв” обязательно станет “украинским нарывом”. Ведь с транспортом связаны все отрасли экономики.

Вернуть доверие народа

Не выдерживает испытания практикой и еще один миф — о передаче всех предприятий в частные руки. Об этом говорят результаты, достигнутые украинской экономикой за годы независимости. Производство продукции в стране до сих пор ниже уровня 1991 года. В то же время другие страны бывшего СССР, в которых к вопросам приватизации подходят более взвешенно (Беларусь, Казахстан, Россия и др.), давно уже превзошли этот рубеж. В результате “годовой размер” ВВП на душу населения в Беларуси составляет 8700 долларов, в России — 7800, а в Украине — 670 долларов. При этом состоятельные люди богаче бедных у нас в сорок раз, а в Чехии чуть больше, чем в пять. И решения этих проблем программа “Украинский прорыв” не преду­сматривает.

Все свидетельствует лишь об одном: реального подъема экономики одними лозунгами и “хуторскими” мифами не добьешься. Сегодня экономические вопросы надо решать на основе внедрения передовых технологий, разработанных нашими учеными. А значит, надо финансировать науку, а не чиновников и охотничье хозяйство администрации. Надо создать условия для того, чтобы 4 тысячи докторов наук и 5 миллионов граждан, которые выехали за рубеж на заработки, вернулись на Родину и увеличивали ВВП.

Власть должна вернуть доверие народа. А это может произойти, лишь когда его перестанут обманывать. Без такого доверия не будет развития ни экономики, ни социальной сферы.