№ 33 от 20 февраля 2008 г.

Валерий ПОЛИЩУК. Железный вернисаж

В галерее “Мистець” киевской организации Национального союза художников Украины проходит третья выставка “Ковальське сузiр’я”.

ЭПИГРАФОМ к этой выставке можно смело брать строку из известной песни: “Мы кузнецы, и дух наш молод...”. Свое искусство здесь демонстрирует молодежь, новая генерация мастеров древнего и вечно молодого ремесла, которое переживает сегодня в Украине настоящий ренессанс.

В 2005 году кузнецы Украины наконец объединились в творческий союз, который возглавляет мастер-энтузиаст Сергей Полуботько из Ивано-Франковска. Именно его стараниями, а также стараниями его жены и соратника Ольги, председателя Киевского отделения союза Владимира Демина молодые мастера получили возможность показать свои работы в столице.

О расцвете искусства молота и наковальни свидетельствуют многочисленные и ставшие традиционными фестивали в основных украинских центрах кузнечного дела — в Донецке, Крыму, Ужгороде, Киевском музее народной архитектуры и быта в Пирогово. А фестиваль кузнецов в Ивано-Франковске уже обрел международный статус. Частые гости на нем мастера из Питера, Москвы и дальнего зарубежья.

В Киевском университете прикладного искусства и дизайна имени Бойчука и во Львовской академии искусств есть специальные отделения металла, где молодежь постигает тайны старинного ремесла. Любопытно, что кузнечное дело перестало быть прерогативой мужчин. По словам Ольги Полуботько, прошлый набор на эту специальность в университете имени Бойчука составляли почти одни девчонки.

На выставке в галерее “Мистець” молодые мастера в очередной раз разрушают устоявшееся представление о кувалде как о чем-то грубом. В умелых руках она способна творить чудеса.

Разве не чудо железное дерево Владимира Белоконя, листья которого как бы утрачивают свойства металла и словно дрожат на ветру, или настоящий шедевр, созданный  мастерами донецкой фирмы “Гермес” “Дон Кихот и Санчо Панса”, где наряду с ковкой использована технология сварки и элементы отливки? Изделия, выкованные из обычной стали, способны оживать, если в них вложена мысль, энергия и душа мастера.