№ 49 от 05 апреля 2006 г.

ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОВ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ налоговая администрация Украины рассмотрела письмо Виктора Александровича Ляпуна (Кременчуг Полтавской области), которое поступило от редакции “Рабочей газеты”, и сообщает.

Согласно ст.1 Закона Укра-ины “О системе налогообложения” № 1251-XII, который был принят 25.06.1991 г., ставки, механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением особенных видов пошлины и сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, сбора в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности, и льготы относительно налогообложения не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Данная норма Закона подтверждена решением Консти-туционного Суда Украины от 5 апреля 2001 г. по делу № 1-16/2001 за конституционным представлением президента Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” (дело о налогах).

Соответственно, в преамбуле Закона № 3551 отмечено, что данный закон определяет правовой статус ветеранов войны, обеспечивает создание надлежащих условий для их жизнеобеспечения, способствует формированию в обществе почтительного отношения к ним. То есть данный закон не является законом о налогообложении и не может устанавливать льготы относительно налогообложения.

Статьей 14 Закона Украины “О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты” от 22.10.1993 г. № 3551-XII (дальше — Закон № 3551) установлены льготы, которые предоставляются участникам войны. В частности, пунктом 17 указанной статьи предусмотрено освобождение участников войны от уплаты подоходного налога со всех получаемых доходов, налога с владельцев транспортных средств (не более одного транспортного средства), земельного налога.

В то же время Закон Украины “О налоге с доходов физических лиц” от 22.05.2003 г. № 889-IV (дальше — Закон № 889) не предусматривает освобождения участников войны от уплаты налога, а лишь предоставляет налоговую социальную льготу.

Налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата исключительно по одному месту его начисления (выплаты). Определение заработной платы приведено в пунктах 1.1 и 1.3 статьи 1 Закона № 889.

В соответствии со статьей 6 Закона № 889 эта льгота устанавливается в зависимости от категорий плательщиков в размерах 100, 150 и 200 процентов от минимальной заработной платы и применяется к начисленному месячному доходу плательщика налога в виде заработной платы в случае, если ее размер не превышает суммы месячного прожиточного минимума для работоспособного лица, установленного на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного к ближайшим 10 гривням.

С учетом того, что в 2006 году прожиточный минимум установлен в размере 483 грн, сумма дохода (заработной платы), которая дает право на получение налоговой социальной льготы в 2006 году, составляет 680 грн. В случае превышения месячной заработной платы свыше установленного размера вопрос предоставления налоговой социальной льготы не рассматривается, независимо от категории налогоплательщика, который ее получает.

Согласно подпункту 6.1.2 пункта 6.1 статьи 6 Закона
№ 889, инвалиды I и II групп, в том числе с детства, при соблюдении установленного уровня заработной платы имеют право на применение к своей месячной заработной плате налоговой социальной льготы в размере 150% от размера одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2006 году эта сумма составляет 262 грн 50 коп.).

Участники боевых действий во время Второй мировой войны или лица, которые в то время работали в тылу, на которых распространяется действие Закона “О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты”, имеют право на 200-процентную налоговую социальную льготу (350 грн), но также при соблюдении требований относительно не превышения размера заработной платы в текущем году сверх 680 грн (пп. 6.1.3 п. 6.1 ст. 6 Закона № 889).

Основанием для получения плательщиком налога налоговой социальной льготы в повышенном размере (150% или 200%) является представление работодателю заявления и подтверждающих документов, которые дают право на ее применение, перечень которых утвержден постановлением Кабинета министров от 26 декабря 2003 года
№ 2035 “Об утверждении Порядка предоставления документов и их содержания при применении налоговой социальной льготы”. Налоговая социальная льгота начинает применяться с налогового периода (месяца), в котором такое заявление было подано.

В то же время сообщаем, что согласно пункту 22.2 статьи 22 Закона № 889 в случае, если нормы других законов или законодательных актов, которые содержат правила налогообложения доходов (прибылей) физических лиц, противоречат нормам Закона № 889, приоритет имеют нормы Закона № 889, а согласно п. 22.11 этой статьи другие не налоговые законы, в том числе и Закон Украины “О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты”, должны быть приведены в соответствие с Законом № 889 в части налогообложения и освобождения от уплаты этого налога.

Согласно ст. 67 Конституции Украины каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и в размерах, установленных законом.

Таким образом, должностные лица органов государственной налоговой службы при рассмотрении вопросов налогообложения доходов физических лиц согласно статье 19 Конституции Украины действуют на основе, в пределах полномочий и в способ, предусмотренный Конституцией и законами Украины.

С. ЛЕКАРЬ
заместитель председателя Государственной налоговой администрации Украины.