№ 19 от 31 января 2008 г.

Вадим Писарев: «Человек должен быть благодарен краю, где он вырос»

Тет–а–тет

Донецкий академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко — украшение шахтерской столицы и всей Украины — в последние годы стал балетной Меккой мира, куда на ежегодный фестиваль съезжаются прославленные деятели этого вида искусства. В обретении театром такого солидного статуса велика заслуга нашего сегодняшнего собеседника — художественного руководителя театра, народного артиста Украины, депутата Донецкого областного совета Вадима Писарева.

— Вадим Яковлевич, сегодня ваш театр успешен, как никогда. Из чего этот успех складывается?

— Прежде всего, у нас высокопрофессиональная труппа. Потому зритель, уставший от рекламы и телевидения, идет к нам на встречу с настоящим искусством. Часто мы распродаем все билеты уже за две недели до очередной премьеры. Спектакли, чего в Украине никогда не было, ставим за заработанные деньги. А это деньги немалые. На одну крупную постановку уходит миллиона полтора.

— А как вас принимают за рубежом?

— Мы много и успешно гастролируем. За последние месяцы  со спектаклями “Пер-Гюнт”, “Спартак”, “Спящая красавица”, “Корсар”, “Тысяча и одна ночь” побывали в Швейцарии, Германии, Болгарии. Буквально на днях труппа вернулась из Шанхая. Возили туда спектакли “Щелкунчик” и “Лебединое озеро”. Интересно, что выступали с шанхайским симфоническим оркестром — одним из лучших оркестров мира.

В следующем году нас пригласили на гастроли в Англию, а сейчас рассматриваем приглашение Канады, где нас ждут с оперой “Богдан Хмельницкий”. Теперь думаем, как все устроить: чтобы поставить в Торонто этот спектакль, надо перевезти ни много ни мало 450 артистов. Плюс отправить пароходом необходимые  декорации. Расходы, конечно, очень большие, но они оправданы, поскольку на сегодняшний день “Богдан Хмельницкий” является лучшей украинской оперой.

— Вадим Яковлевич, уже более пятнадцати лет вы руководите основанной вами же Донецкой балетной школой. Педагогическая миссия вас не тяготит?

— Я много ездил по миру, много видел, учился у таких педагогов, как Владимир Гуляев, Ирина Колпакова. Теперь создал свою систему воспитания танцоров. Люблю преподавать, и это приносит большую пользу театру. Если бы не было школы, то и труппы не было бы: на 95 процентов она состоит из ее выпускников. Мы не ставим перед собой цель зарабатывать на школе, главное — найти талант, привлечь, научить, помочь. К нам приходят дети не только из Донецка, но и других городов области, а также из Киева, Черкасс, Крыма. Для иногородних плата за учебу вместе с питанием составляет 250 гривен в месяц. В московской академии (для сравнения) — 1000 евро. Поэтому неудивительно, что к нам стремятся, и доходит до того, что на 15 мест претендуют 600-700 малышей.

— А вам известны дальнейшие судьбы ваших выпускников?

— Многие, как я уже сказал, пришли в наш театр. Некоторые работают за рубежом — в Австрии и Германии. А, например, темнокожий победитель конкурса “Евровидение” Жерлин Ндуди сейчас работает солистом балета во Флориде, в Майами. Недавно он приезжал к нам на фестиваль “Звезды мирового балета” и участвовал в вечере современной хореографии.

— Вадим Яковлевич, с кем из молодых артистов вашей балетной труппы связываете особые надежды?

— Это Юля Полгородник, Катя Демидова, Яна Панкова. Потрясающее будущее, я думаю, у молодой балерины Лили Ореховой. Она уже стала лауреатом международных конкурсов. Ряд ведущих спектаклей хорошо станцевал Андрей Писарев. А Максим Вальчик у нас уже маститый премьер. Пришел к нам в труппу в этом году Артем Алифанов, тоже очень хороший танцовщик. До этого он работал в Москве, а родом из Днепропетровска. Еще пройдет год-два, и талант этих молодых людей заблистает в полную силу.

— У вас трое детей. Хотели бы, чтобы они стали артистами балета?

— Мы на них стараемся не давить. Старший сын танцует. Средняя, Александра, уже многое попробовала: и гимнастику, и рисование, и фигурное катание. Но дома она танцует, фантазирует.

— У вас непростая судьба. Учились в Киеве, затем попали в Америку. К вам пришла слава, успех, признание, но вернулись в Донецк и остаетесь в Донецке. Почему?

— Конечно, сейчас я бы мог уехать в любую страну мира, организовать балетную школу, зарабатывать. Но я люблю свою землю, мне приятно встречать своих земляков на улице, видеть их глаза. Я этим очень дорожу, дорожу донецкими людьми. Их всегда видно, их чувствуешь, где бы ни находился — в Москве или Вашингтоне. Они наделены какой-то особой порядочностью, щедростью, добротой. Мои друзья как-то встретили известного артиста балета Барышникова. Он спросил: “Ну что там Писарев, танцует для шахтеров?” Я попросил, чтобы ему передали: Писарев танцует на своей земле.

Считаю, что каждый человек должен быть благодарен краю, где он вырос, получил образование. Должен быть признателен и тем людям, которые до него здесь жили, и тем, которые живут здесь сейчас.