№ 49 от 05 апреля 2006 г.

СТРАНА НА ПОРОГЕ ГЛУБОКОЙ ДЕПРЕССИИ

На фоне поднявшейся волны разоблачений, связанных с фальсификацией протоколов избирательных комиссий, общественность по-прежнему волнуют проблемы создания коалиции в будущей Верховной Раде и перспективы, открывающиеся перед страной в ближайшем будущем. На вопросы корреспондента “РГ” отвечает известный политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ.

— Михаил Борисович, после того как общая конфигурация парламента практически определилась, какую вероятную оценку вы могли бы дать в плане его деятельности в направлении стимулирования развития украинской экономики? Будет ли, в частности, поддерживаться малый и средний бизнес, ведь в парламент пришли представители в основном крупного бизнеса?

— До тех пор, пока не будет сформирована коалиция и не будет внесена ясность в то, какую программу эта коалиция намерена реализовывать, а также, кто именно будет ее реализовывать (каким будет состав правительства), утверждать что-то определенное в отношении будущего украинской экономики не имеет смысла. Возможно лишь сделать самые общие предположения. Например, из-за мощного лобби крупного капитала в новой ВР экономическая политика любого правительства, независимо от того, кто войдет в его состав, будет просто вынуждена считаться с интересами этого самого капитала.

Что касается интересов малого и среднего бизнеса, который не получил значительного лобби в новой Раде, то тут будут работать иные мотивы. Думаю, участники избирательного процесса убедились в том, что политическая сила, не имеющая консолидированной поддержки в какой-то общественной страте, не имеет перспектив. А малый и средний бизнес — важная и наиболее активная часть общества, не имеющая пока своей партии. Главные игроки — ПР, БЮТ и НСНУ — будут пытаться представить себя защитниками интересов этой части общества. Поэтому законодатели и правительство будут стараться понравиться  предпринимателям, а лобби крупного капитала будет вынуждено с этим считаться.

— В какой степени парламент будет расположен к решению острых социальных проблем?

— Это особенно сильно зависит от состава коалиции и от того, кто будет играть в ней первую скрипку, а также от того, какова будет политическая ситуация. Имею в виду отдаленность следующих выборов.

Если перспектива внеочередных выборов не будет, как “дамоклов меч” висеть над новой Радой, то есть шансы на проведение вменяемой (не популистской) политики. При этом быстрого решения острых социальных проблем не стоит  ожидать, но и инфляцию можно будет удержать в разумных рамках. В идеале можно будет даже приступить к началу серьезных социальных реформ — в здраво­охранении, коммунальной сфере, образовании и т.п.

— В связи с крайне размытой идео­логической базой многих партий и завуалированной мотивацией их деятельности возможно ли появление в Украине партии чисто лейбористского толка?

— Такая партия (я бы назвал несколько иначе — “европейская левая”) очень нужна! Эта ниша сегодня пустует. Если не произойдет серьезной реформы СПУ, вряд ли эта партия сумеет закрепиться в левоцентристской нише. Сегодня СПУ — партия одного лидера, и внятной социальной опоры у “наемного труда” не имеет. Думаю, учитывая востребованность сильного проф­союзного движения, в новом междувыборном цикле могут появиться сначала сильные профсоюзы, а потом и сильная левоцентристская партия. Но это — тема отдельного серьезного разговора на страницах “Рабочей газеты”.

  Какой из трех вариантов парламентской коалиции наиболее приемлем в сложившейся ситуации, имея в виду, что Украине грозит непрерывная полоса системного кризиса в крайне неблагоприятных экономических условиях?

— Наилучшим, на мой взгляд, вариантом на ближайший год-два была бы коалиция ПР, НСНУ, БЮТ. Только такая коалиция может обеспечить все необходимые сдерживания и противовесы и подготовить почву для проведения умеренной и в то же время  достаточно решительной политики — как внутренней, так и внешней. Никто из сильных игроков не должен получить карт-бланш для проведения политики в своих корпоративных, частных или политических интересах. Сейчас такая коалиция кажется невероятной, но чем черт не шутит... 

Прогнозы? Горячей войны “всех со всеми” не будет, но будет такой “холодный мир”, который еще долго не оставит без работы политических аналитиков.

Экономическая ситуация после парламентских выборов будет ухудшаться вне зависимости от того, как решится вопрос с формированием парламентского большинства и созданием правительства. Об этом достаточно наглядно свидетельствует тот факт, что сразу же после выборов правительство было вынуждено признать критическую ситуацию в бюджетной сфере и дать прогноз о невыполнении в марте плана бюджетных поступлений в общий фонд бюджета.

Серьезную роль в этих “сбоях” сыграло обострение политической ситуации перед выборами. Но и сводить все только к выборам было бы неверно. Серьезные проблемы с исполнением бюджета существовали практически весь прошлый год. Бюджет-2005 не был исполнен ни по доходам, ни по расходам. На протяжении всего прошлого года обострялась проблема оттока, “бегства” капитала из страны, но признание этого факта опять-таки было сделано только после выборов.

Достаточно лицемерным и политически мотивированным выглядит обвинение руководителей ряда восточных областей, прежде всего Донецкой, в резком ухудшении экономической ситуации в них и в уменьшении вследствие этого собираемости налогов.

Очевидно, что речь идет, прежде всего, о “наказании” местных руководителей за провальные результаты выборов. Влияние региональных руководителей на социально-экономическую ситуацию в регионах незначительно.

— Видимо, экономические неурядицы и стали основной причиной поражения “Нашей Украины”?

— В какой-то мере, да. Ухудшение экономической ситуации в ряде  областей связано как с объективными факторами (прежде всего, негативным изменением внешнеэкономической конъюнктуры), так и с политикой центральной власти, которая наибольший ущерб нанесла именно индустриально развитым регионам. Ликвидация СЭЗ и ТПР, усиление фискального давления на производство, искусственное наращивание железнодорожных тарифов, непродуманная ревальвация гривни, неконтролируемое открытие внутреннего рынка для импорта и т.д.

Дальнейшее ухудшение экономической ситуации в стране свидетельствует об исчерпании ресурсов предвыборной социально-экономической политики конца 2004 — начала 2006 годов, которая базировалась на изъятии средств из реального сектора экономики любой ценой, даже ценой резкого спада производства. Более того, сейчас эта политика начала провоцировать нарастание проблем уже и в финансово-бюджетной сфере, о чем подробно рассказал на прошлой неделе сам Пинзеник.

Если экономический курс не будет кардинально откорректирован, глубокий экономический спад станет неизбежным, несмотря на факторы, которые сейчас создают предпосылки для макроэкономической стабилизации  и возвращения на траекторию экономического роста.

— Есть ли выход из тупиковой ситуации?

— Необходимо проведение ряда системных реформ, которые привели бы к сокращению налогового пресса, перераспределили финансовые потоки между центром и регионами в пользу последних, обеспечили реальное дерегулирование деятельности бизнеса, особенно малого и среднего.

Наконец, необходима реальная государственная программа минимизации потерь от удорожания импортируемых энергоносителей в течение ближайших месяцев, а не маниловские проекты преобразования энергетики страны “до 2030 года”, лишенные даже намека на конкретные механизмы реализации.

— Ходят упорные разговоры о необходимости создания именно антикризисного правительства?

— С экономической точки зрения, наиболее приемлемым является создание коалиции Партии регионов и “Нашей Украины” без социалистов. В этом случае вполне возможно создание правительства, проводящего рациональную текущую политику, направленную на устранение наиболее вопиющих деформаций в экономике, связанных с деятельностью правительства Тимошенко, и на сохранение хотя бы статус-кво в экономической динамике. Но и это правительство вряд ли будет способно проводить давно назревшие непопулярные либеральные реформы.

Всякая другая конфигурация большинства приведет к формированию правительства, которое будет неспособно на проведение конструктивной “поддерживающей” экономической политики. Но в любом случае можно прогнозировать нарастание протестных настроений в обществе и достаточно интенсивное сокращение поддержки власти и партий, которые сформируют правительство.

Виктор ТОЛОКИН.