№ 196 от 28 декабря 2007 г.

Ирина САМСОНОВА. О чем молчат агенты,

или Национальные особенности автострахования

В 2008 году инспекторы ГАИ будут иметь право штрафовать автолюбителей на 17 гривен за отсутствие в правом верхнем углу лобового стекла талона “автогражданки” (полиса ОСАГО — обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами). Потому как нет талона — нет самой страховки. Дата открытия сезона охоты на водителей пока не определена. Ее сроки не раз откладывались. Но поскольку разобраться в подводных рифах нашего страхования не так-то просто, предлагаем читателю более детально ознакомиться с его особенностями.

Немного о терминах

ТАЛОНОМ называют специальный знак, который страховщики выдают вместе с полисом обязательного страхования. Он представляет собой картонный прямоугольник желтого цвета с зеленой полоской, на которой крупно набран год действия страховки. Талон имеет собственный порядковый номер. Для удобства инспектора ГАИ и быстроты проверки на лицевой стороне талона указывается номер полиса и дата окончания его действия.

Полис страхования ответственности перед третьим лицом гарантирует, что страховая компания возьмет на себя выплаты ущерба, который вы нанесли имуществу (до 25500 гривен) или здоровью третьих лиц (до 51 тысячи гривен). Но свою машину вы будете ремонтировать самостоятельно.

Франшиза — это часть убытка, которая не выплачивается страховщиком ни в каком случае. Государство установило, что ее размер не может превышать 2% от максимально возмещаемой суммы ущерба “по железу”, то есть в худшем случае она составляет 510 гривен (от 25500 гривен). В лучшем — нуль.

Франшиза

К особенностям отечественного автострахования следует отнести то, что многие агенты не стремятся посвящать своих клиентов в тонкости, от которых зависит размер выплаты в случае аварии. Например, многие автолюбители, уже имеющие полисы, до сих пор не знают, что такое франшиза, и не понимают важности этого пункта страховки. С определением вы уже ознакомились. А в чем его суть?

Объясняем. Скажем, вы стали винов-ником аварии. Ущерб был оценен экспертами в 1000 гривен. При франшизе в 2% страховая компания возместит пострадавшей стороне 490 гривен, а 510 гривен (размер франшизы) вы должны будете выложить из собственного кармана. (При ущербе в 2000 гривен эта пропорция будет выглядеть как 1490 + 510 и т.д.).

Большинство регистрируемых сегодня страховых случаев относится к незначительным повреждениям (царапины, разбитые фары или боковые зеркала), стоимость устранения которых не превышает те самые 510 гривен. Поэтому многие страховые компании предлагают полисы “автогражданки” только с франшизой в 2%. Должно быть, теперь вам понятно, почему. Хотя есть и такие, которые предложат вам нулевую франшизу. То есть надо быть внимательным при заключении сделки.

Территория использования

Следующий момент, о котором не любят распространяться агенты (а иногда даже сознательно вводят нас в заблуждение) — это коэффициент, учитывающий “территорию преимущественного использования транспортного средства”, от чего также зависит сумма страхового платежа. В соответствии с существующим законодательством, под этим определением подразумевается место регистрации автомобиля. А страховые агенты часто спрашивают жителей небольших населенных пунктов, не выезжают ли те по делам или в отпуск в город. Конечно, все выезжают, не по селу же только баранку крутить. “Ах, батенька, — радуется агент, — надо зафиксировать это, потому что, если в городе у вас случится авария, то возникнут сложности”. Не возникнут, даже не сомневайтесь. А вот сумма, которую с вас неправомочно потребуют, может в три раза превысить положенную по закону.

Льготная страховка

Участники войны, пенсионеры, инвалиды II группы, чернобыльцы I и II категории имеют право на заключение договора обязательного страхования на льготных условиях. Об этом также часто “забывают” агенты. А ведь для Киева разница в сумме, предъявляемой к оплате, значительная — без малого 100 гривен. Да и нюансов тут предостаточно. Например, если машина зарегистрирована в городе с населением меньше 100 тысяч человек, то разница между обычной и льготной страховкой составляет всего 10 гривен. А если учесть, что для последней все страховые компании предусмотрели франшизу в 510 гривен, то “экономия” в червонец совершенно не выгодна.

Не пропустите сроки!

Если вы стали виновником ДТП и у вас есть полис ОСАГО, надо помнить: для того, чтобы страховая компания выполнила свои обязательства, вы должны соблюсти ряд условий (их тоже часто упоминают вскользь). Мало просто вызвать ГАИ на место аварии. Надо сразу же поставить в известность страховую компанию о наступлении страхового случая, чтобы его зарегистрировали (контактные телефоны указаны в вашем полисе). Затем надо в трехдневный срок (ни днем позже!) посетить офис и написать заявление об аварии (форму вам дадут). А когда в ГАИ будет готов акт, принести его в страховую компанию.

Какие же выводы можно сделать из сказанного? Будьте внимательными при заключении договора страхования. Интересуйтесь деталями, попросите агента показать вам калькуляцию (он не имеет право отказать) и требуйте ответов на все возникающие у вас вопросы. А если при наступлении страхового случая компания увиливает от ответственности, звоните в Моторно-транспортное страховое бюро (МТСБ)
тел. 8-044-295-08-46; 295-89-74.