№ 184 от 07 декабря 2007 г.

Сергей ГЕРУК, Валерий ПОЛИЩУК. «Именно Церковь как ничто другое в состоянии объединять людей»

Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви, вот уже шестнадцатый  год возглавляет одну из наибольших по численности Православных Церквей мира. За это время он снискал уважение не только у многомиллионной православной паствы, но и в обществе, и в государстве в целом. Его труды и деятельность высоко оценены мировой общественностью — Митрополит Владимир является почетным членом академий, университетов, богословских институтов различных стран. Характерно, что на переломном историческом этапе, когда решалась судьба Украины и Православной Церкви, во главе ее стал человек, жизнь и деятельность которого тесно связана с этой землей.

Уроженец Хмельницкого края Виктор Сабодан (мирское имя Владыки) с детства впитал в себя веру отцов и любовь к родному краю, его культуре. И уже после окончания Одесской семинарии, а затем духовной академии и аспирантуры, служа на различных кафедрах, включая Черниговскую, Ростовскую, исполняя послушание в Иерусалиме, Финляндии, будучи патриаршим экзархом Западной Европы, ректором Московских духовных школ, Митрополит Владимир никогда не прерывал связь с родиной. Поэтому на изломе истории, когда Украину терзал церковный раскол, а межконфессиональные отношения стали опасным орудием в руках агрессивных политических сил, соборным разумом Церкви на историческом Харьковском соборе 1992 года Предстоятелем УПЦ был избран Митрополит Владимир. С этого периода Церковь начала свое бурное возрождение, выразившееся в ее огромном авторитете в обществе, повсеместном храмовом строительстве, открытии сети духовных учебных заведений, монастырей, новых епархий.

— Ваше Блаженство! Вот уже более пятнадцати лет Вы являетесь Предстоятелем одной из наибольших по численности православных Церквей мира, обращаетесь к многомиллионной пастве Украины с Рождественским Посланием, которое снова будет читаться через месяц во всех храмах и монастырях страны. Насколько, на Ваш взгляд, изменилась, говоря светским языком, аудитория православных верующих?

— Если сравнивать положение и состояние нашей Церкви с началом 90-х годов и говорить о различных видах социального служения, о процессах развития церковно-государственных и межконфессиональных отношений, прибегать к языку статистики, потребуется весьма пространный доклад. Отмечу лишь, что сегодня Православная Церковь обрела достаточно мощный потенциал масс-медиа, включая церковные интернет-ресурсы и телевизионные программы, где можно получить информацию о жизни Церкви. Наверное, это тоже во многом повлияло на рост числа прихожан в более чем одиннадцати тысячах приходах нашей Церкви. Причем это число неуклонно растет большей частью за счет молодежи, людей образованных, мыслящих, воспринимающих Слово Божье не как сухую абстракцию, но как Живой Источник Истины.

Если в начале 90-х строительство храма в селе или городе воспринималось либо с безразличием, либо с настороженностью, то сегодня, и об этом свидетельствуют бесстрастные социологические службы, Церковь имеет высший рейтинг доверия граждан. Ведь верующий человек — это человек с совершенно особым, ответственным отношением к труду, семье, обществу, государству.

— В последние годы прибли-зились к Церкви и многие политики высоких рангов. Не является ли это данью моде или, того хуже, стремлением таким образом завоевать симпатии электората?

— Многие политики, особенно старшего поколения, сами изменили свое отношение к религии, некоторые из них принесли покаяние, огласив его перед всем народом. Господь взирает на сердце человека, а не на его политический статус. А миссия Церкви состоит не в том, чтобы вести какого-то политика к власти, но в том, чтобы вести человека к Богу.

Конечно, если тот или иной деятель демонстрирует свою причастность к Православию, это повышает его авторитет в глазах верующих. Если мы говорим, что верующий человек — большая ценность для общества, то верующий руководитель ценен вдвойне. И если человек, наделенный государственными полномочиями или же владеющий крупным бизнесом, приходит в храм ради спасения своей души, искренно прибегает к таинству исповеди и причастия, он ничем не отличается от любого мирянина. Для Господа он является той заблудшей овцой, которую нужно спасти и присоединить к стаду. Ибо “на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках”, сказано в Евангелии.

 

С другой стороны, общественное внимание к Церкви, участие в ее жизни,  стремительный рост приходов, открытие новых монашеских обителей, повсеместное храмовое строительство — все это дарит надежду, что народ Украины на верном духовном пути. Нужно лишь иметь терпение и не утрачивать веру.

— Тем не менее, Ваше Блаженство, мы видим, как разделилось общество по политическим взглядам. И события трехлетней давности в горячий период выборов президента, а затем и парламентские баталии показали, как разделены по политическим симпатиям целые регионы страны. Разделены они и по религиозным убеждениям. Как соотнести этот факт со сказанным Вами?

— Мы знаем, что Украина имеет сложную и уникальную гео­политическую структуру, с которой по сложности нельзя сопоставить ни одну  страну Европы. Каждый регион имеет свои исторические, культурные, языковые, этнические и религиозные особенности. Но именно Церковь как ничто другое в состоянии объединять людей, вносить в их быт и культуру закваску Царства Небесного, наполняющую всякое человеческое самовыражение божественным смыслом, благодатной мудростью и небесной любовью. Каждый верующий во Христа должен сознавать себя чадом Божиим и всегда помнить о духовном родстве с ближними и дальними. Все люди, несмотря на многочисленные внутренние и внешние различия, имеют одного Отца — Бога. А значит, свои взаимоотношения они должны строить на принципах любви, доверия, взаимного уважения, сострадания и правды. Церковь должна постоянно проявлять заботу о единстве своих чад, о единстве всего общества.

       

— И все же некоторые конфессии, отождествляющие себя с Православием, такие, как УАПЦ и УПЦ-КП, впрочем, и как их политические приверженцы в лице целых политических движений, ратуют за существование в Украине Церкви по доминирующему национальному признаку. И, дескать, лишь такая Церковь может создать вместе с государством некую модель общественного развития, которая одна лишь в состоянии сохранять национально-культурные и геополитические интересы.

— Природа Церкви такова, что она во все времена была и будет выше всевозможных общественных и национальных феноменов. Церковь не может конфликтовать ни со здоровой национальной идеей, ни с обществом. Она никогда не разжигает национальных страстей, хотя мы видим, как сегодня отдельные политические деятели от ее имени пытаются спекулировать национальными идеями. Церковь Христова имеет и вселенское, и надмирное значение. Недаром в ее богослужениях ежедневно звучат слова “о мире во всем мире”. И когда в Украине время ночного покоя, в православных храмах Америки или Аляски возносится такая же молитва о всех ее чадах различных рас и национальностей, поскольку наша Церковь, как сказано в Символе веры, “единая и соборная”. Прискорбно, что представители упомянутых вами религиозных формирований произносят Символ веры на богослужениях, заведомо зная и понимая, что они не относятся к “единой и соборной Церкви”.

Мало того, Соборная Церковь вынесла четкие догматические и канонические определения, согласно которым представители этих так называемых “православных церквей” не могут ими наименоваться, поскольку пребывают в расколе и лишены благодатной силы. Ведь лидеры раскола не только себя обманывают, но и народ, который по неведению доверяется им...

Что же касается создания определенной модели общественного развития, к сожалению, в наше время она мало осуществима — слишком много объективных препятствий. Но Церковь всегда ожидает от общества того, чтобы оно максимально способствовало ее евангельской миссии, суть которой в воцерковлении народа и его культуры, что важно не только для осуществления основной цели — спасения каждого отдельного человека (а не какого-то абстрактного населения), но и обеспечения здоровой общественной жизни во всех ее сферах. К сожалению, на сегодняшний день Церковь лишь в условной мере может влиять на такие социальные институты, как семья и школа, духовное состояние которых является определяющим фактором в формировании здорового и полноценного общества.

— Ваше Блаженство, тем не менее в последние годы Церковь уделяет большое внимание темам семьи и воспитания молодежи. Для этой работы создан специальный синодальный отдел,  образовано всеукраинское педагогическое православное общество. С чем это связано?

— Православная Церковь чрезвычайно обеспокоена тем, что в общественном сознании разрушаются традиционные представления о семье, ее непреходящем значении для человека и общества в целом. Мы видим, как нарастают негативные тенденции девальвации, обесценивания института семьи. Уже узаконен гражданский брак, и свободные, безответственные отношения оборачиваются бесчисленными трагедиями как для молодых людей, так и для их потомства. Семья, колыбель всякого человека, средоточие любви между супругами, родителями и детьми, часто воспринимается не как счастье, дарованное Богом, а как бремя, которого хотелось бы избежать.

Для нас в Украине это одна из самых жгучих проблем, поскольку смертность в два раза превышает рождаемость. И по последним данным население страны сократилось на 5 миллионов человек. Показатель рождаемости пока является у нас одним из самых низких среди стран Европы. Да и средняя продолжительность жизни в Украине, судя по социологическим исследованиям, сократилась. И дело не только в бедности или социальном кризисе (семьи с небольшим достатком часто с радостью заводят детей, справедливо считая их самым большим богатством), а в стремлении молодых людей, как нынче говорят, “реализовывать себя” вне семьи, вне отцовства и материнства.

— В этом году Украинская Православная Церковь получила долгожданное место для строительства кафедрального собора. На какие средства он будет построен? И когда, хотя бы приблизительно,  он сможет принять верующих?

— Действительно, так сложилось, что в настоящий момент в Киеве наша Церковь не имеет кафедрального собора. Софийский и Владимирский храмы  могли бы претендовать на этот статус. Однако первый является государственным заповедником, а второй занят непризнанным в православном мире “киевским патриархатом”. Наконец, мы получили возможность построить новый собор. Городской совет Киева уже выделил Церкви  четыре гектара земли в живописном месте в районе площади “Лыбидской”. Сейчас рассматривается несколько проектов нового храма, один из которых будет вскоре утвержден. Для строительства понадобится 5-7 лет. Строить будем, как это было издревле, всем миром. В Украине уже начинается сбор пожертвований. Конечно, надеемся и на поддержку меценатов. В программу сооружения собора включены и другие работы. Например, реставрация и переиздание Пересопницкого Евангелия, уникального памятника нашей культуры и духовности. Средства от реализации этой бесценной книги также пойдут на строительство собора и прилегающего к нему комплекса.

— Ваше Блаженство, чего Вы ожидаете в грядущем 2008 году?

— Милости Божией к нашей стране, к народу, к святой Церкви. Мы имеем уникальный национальный потенциал — в вере, культуре, духовных традициях. Украинский народ — трудолюбивый, творчески одаренный, самобытный. Несмотря на различные трудности, он непременно их преодолеет. Ведь мы имеем великие традиции: из земли киевской на многие народы проистекла благодать святого крещения, не случайно наша столица названа колыбелью городов древнерусских, Киев именовался вторым Иерусалимом. Имея такое уникальное прошлое, мы вправе верить в достойное будущее.