№ 183 от 06 декабря 2007 г.

Михаил БАЛТЯНСКИЙ. Ордера — задаром?

СКАЖЕМ сразу: желающих получить жилье за счет государства хватало всегда. Во все времена у таких граждан были на то основания, которые определенным образом вписывались и вписываются в правовые нормы. И, несмотря на то что в последние годы жилищная сфера Украины  перешла на рыночные отношения, жилищное законодательство не претерпело существенных изменений.

Статьей 47 Конституции предусматривается, что государство создает условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду. Тем же, кто нуждается в социальной защите, жилье предоставляется бесплатно или за доступную для них плату в соответствии с законом.

Рыночная экономика жесткая. Она ориентирует каждого гражданина в реализации своего права рассчитывать только на то жилье, которое он может приобрести, а государство обязано ему способствовать. Это отвечает действующему Жилищному кодексу Украинской ССР, принятому еще 30 июня 1983 года, которым предусмотрено “бесплатное предоставление в пользование жилых помещений в порядке общей очереди, первоочередно и внеочередно, а также служебного жилья”. О чем свидетельствует нынешняя практика?

Проанализировав процесс использования средств государственного бюджета на строительство (приобретение) служебного жилья отдельным категориям граждан, аудиторы Счетной палаты Украины сделали поразительные открытия. Начали с правовых аспектов. Выяснилось, что попытка урегулирования нормативной схемы была предпринята во время принятия Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2007 год”. В проекте документа записали: предоставлять народным депутатам Украины, судьям, государственным служащим, должностным лицам таможенной службы, которые в соответствии с законодательством имеют право на обеспечение жильем за счет средств государственного бюджета, исключительно служебное жилое помещение или беспроцентный кредит на строительство или приобретение жилья. Соответственно, разрабатывались новые бюджетные программы. Был определен и главный распорядитель средств. Им стало Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (Минстрой). Концентрация средств государственного бюджета в одних руках должна бы улучшить систему государственного управления в сфере жилищного строительства и создать четкую систему обеспечения жильем граждан, которые,  согласно законодательству, пользуются правом на его получение.

Однако случился казус. При утверждении закона указанную статью относительно главного распорядителя изъяли, а целевые бюджетные программы оставили. Изменения в Жилищный кодекс УССР или другие законодательные акты, регулирующие вопрос предоставления жилья, не были внесены. И вопрос о предоставлении служащим за счет средств государственного бюджета “исключительно служебного жилья” остался неурегулированным, то есть повис в воздухе. А вместе с ним в воздухе оказались и будущие средства.

В результате отсутствия изменений в Бюджетном кодексе Украины и других документах, регулирующих использование средств государственного бюджета, в Положении о Минстрое, которые бы позволяли ему осуществлять управление в сфере жилищного строительства, целый ряд нормативных актов приобрел антигосударственное звучание. В частности, утвержденный правительственным постановлением Порядок использования в 2007 году средств, предусмотренных в бюджете для обеспечения жильем отдельных категорий граждан, которые в соответствии с законодательством имеют право на его получение, вступил в силу вопреки действующим нормам бюджетного законодательства. Что это значит? Распределение средств по бюджетной программе “Строительство (приобретение) служебного жилья для отдельных категорий граждан, которые имеют право на получение такого жилья” осуществлялось в ручном режиме. То есть в перечень распорядителей средств включены государственные органы, работники которых, согласно действующему законодательству, не имеют права на получение служебных жилых помещений. Вот так.

Предварительное заключение проверяющих звучит предостерегающе: утверждение новых целевых бюджетных программ по строительству жилья, включая служебное, не создало целостной системы распределения средств. Это развязывало руки высокопоставленным должностным лицам из Минфина и Минстроя для “неэффективного использования денег целевого назначения”.

Как известно, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Из-за этого указанные помещения должны находиться в непосредственной близости от участка, который ими обслуживается (их рабочего места). В случае, когда жилые помещения, в которых проживают соответствующие работники, находятся на таком расстоянии от места работы, которое исключает возможность выполнения ими трудовых обязанностей, предоставление служебных жилых помещений допускается, даже если эти работники обеспечены жильем. При этом служебное жилое помещение предоставляется работникам на время выполнения ими обязанностей по решению администрации предприятия, учреждения, организации, независимо от того, состоят ли работники на квартирном учете, без соблюдения очередности и льгот, установленных для обеспечения граждан жильем, а только на основании письменного обращения работника с просьбой о его предоставлении.

Внимание аудиторов привлек следующий момент. Под видом соблюдения правовых условий мастера ручного режима тратили бюджетные средства по собственному усмотрению. Одни захламляют площадки “недостроями”, другие рядом затевают дорогостоящие стройки, “питаясь” из того же бюджетного кармана государства.

Скажем, МВД проектирует строительство 108-квартирного жилого дома в Автономной Республике Крым (г. Евпатория, ул. 9 Мая). В то же время Мин­обороны на этой же улице приступило к строительству группы жилых домов, которое не финансируется ввиду отсутствия бесквартирных военнослужащих. МВД планирует выполнение проектно-изыскательских работ по объекту в Кировограде,
по ул. Степняка-Кравчинского, 12. В то же время у Министерства обороны по ул. Конева есть жилой дом со строительной готовностью 80 процентов, финансирование которого не производится, поскольку город не нуждается в жилье для военнослужащих Вооруженных Сил Украины. Главное управление внутренних войск МВД приступает к строительству
70-квартирного жилого дома в г. Александрия Кировоградской обл. (пр. Строителей, 32), а Минобороны в этом же городе (ул. 6 декабря, 140-а) не может заселить 71 квартиру дома, сданного в эксплуатацию в июне прошлого года ввиду отсутствия очереди.

Примеров безответственного отношения высоких должностных лиц к важному государственному делу множество. Из неутешительных выводов, сделанных аудиторами, приведем два. Во-первых, внедрение в 2007 году целевой бюджетной программы “Строительство (приобретение) служебного жилья для отдельных категорий граждан, которые имеют право на получение такого жилья”, состоялось в условиях нормативно-правовой неурегулированности в отсутствие надлежащего организационного обеспечения Минфином и Госстроем ее формирования и выполнения. Цель программы не достигнута, ни одна служебная квартира не предоставлена.

Во-вторых, упорядочения выделения средств государственного бюджета на строительство (приобретение) жилья служащим и создания целостной прозрачной системы их распределения в 2007 году не произошло. Вопреки установленному ст.7 Бюджетного кодекса Украины принципу справедливости и непредвзятости распределение средств государственного бюджета, предназначенных для строительства жилья, осуществлялось непрозрачно, с предоставлением преференций отдельным государственным органам.

А из-за того, что действовал принцип ручного режима, средства тратились направо и налево, без надлежащего учета. Миллионами, сотнями миллионов на квартиры “за так”. И за это никому ничего.