№ 46 от 30 марта 2006 г.

ПРЕДЧУВСТВИЕ ОТТЕПЕЛИ

“Уважаемая редакция!

Я подписчик “Рабочей газеты” с 1958 года, ветеран войны. Мне очень нравится ваша инициатива рассказывать о лучших отечественных и зарубежных фильмах. В свою очередь прошу рассказать о фильме “Весна на Заречной улице” и об актрисе, сыгравшей главную роль”.

Александр Кондаков.
Полтава

Передовик лазил в окно, как малограмотный.

Фильм “Весна на Заречной улице” вышел на экраны в 1956 году. Сюжет — простой и незамысловатый. Молоденькая учительница Таня приезжает работать в школу рабочей молодежи. Лучший сталевар завода, лихой красавец Саша влюбляется в нее, получает отказ, страдает и в конце концов начинает бороться за свою любовь.

Сценарий фильма написал Феликс Миронер (сначала это была одноактная пьеса о металлургах). Из нескольких металлургических городов, расположенных вдоль Днепра, для съемок выбрали Запорожье.

Режиссер фильма Марлен Хуциев говорил, что название улицы было попросту придумано, но жители Запорожья уверяют, что улица Заречная действительно существует, и даже показывают дом, в котором снимала комнату учительница Таня Левченко.

Несмотря на то, что сюжет фильма придуман авторами от начала до конца, у главного героя — Саши Савченко— есть вполне реальный прототип.

В то время знатному запорожскому сталевару, Герою Социалистического труда Григорию Пометуну было 28 лет. Его вызвали в райком партии и познакомили с Марленом Хуциевым. “Будет сниматься фильм о сталеварах, тебе надо помочь артисту войти в образ”.

Григорий Пометун и исполнитель роли Савченко Николай Рыбников сразу подружились. Может быть, помогло и то, что они были похожи, как родные братья. Под руководством Григория Пометуна  Рыбников работал у мартена, как настоящий сталевар, так что пот на лбу у героя фильма вовсе не бутафорский.

Свою дружбу Григорий Пометун и Николай Рыбников пронесли через годы, часто встречались, а совместную фотографию хранили как самую дорогую. Тем более что и в зрелые годы они были необыкновенно похожи. В 1986 году Григорий Пометун во­зил группу передовиков по металлургическим предприятиям Урала и Сибири. На одном из заводов его обступили рабочие: “Рыбников приехал! А за какой фильм у вас Звезда Героя?”

Жена у Григория работала вместе с ним в доменном цехе, а вот дочери стали учительницами. Не иначе под впечатлением фильма.

Фильм создавали два года, но выпустили его в прокат с большим скрипом. В ЦК долго возмущались: “Сталевар-передовик выпивает, в школу через окно лазит, как малограмотный”.

Зрители же приняли фильм восторженно. Эта лента стала символом обновления советского кинематографа.
29-летний Миронер, 31-летний Хуциев и 26-летний Рыбников создали первый фильм о рабочих без ложного пафоса и морализаторства. Не случайно в 1957 году “Весна на Заречной улице” получила приз на фестивале молодежи и студентов в Москве. Благодаря этому фильму в Советском Союзе впервые появилось понятие “культовое кино”.

Замечательную песню “Когда весна придет, не знаю”, ставшую главной приметой фильма,  написал Алексей Фатьянов на музыку Бориса Мокроусова. Фатьянов был актером Театра Красной Армии, в театре его любили, но он мечтал писать песни. И не напрасно. Песни, вышедшие из-под пера Алексея Фатьянова, говорят сами за себя (“На солнечной поляночке”, “Соловьи”, “Где ж ты, мой сад?”, “Где же вы теперь, друзья-однополчане?”).

В песне к фильму “Весна на Заречной улице” Фатьянову удалось то, что мало у кого получалось: о мартеновских печах, о заводской проходной он сказал так, что эти сухие слова зазвучали проникновенно, как интимная лирика. Песня живет и по сей день, ее любят люди разных поколений.

«Забытых артистов очень много»

Главную роль в фильме сыграла Нина Иванова. Во время съемок жители Запорожья были без ума от нее, все девушки города делали себе прически, подражая актрисе. После выхода фильма на экраны на Иванову обрушилась огромная слава. Восторженные поклонники со всей страны писали Нине письма, предлагая руку и сердце.

Надо сказать, что Нина Иванова— не профессиональная актриса. В кино она впервые снялась в 10 лет, в военной драме о ленинградских девочках. Нина благополучно окончила школу, поступила в мед­институт и не думала больше о кино. Но ее случайно увидел Марлен Хуциев и пригласил в свою новую картину “Весна на Заречной улице”.

Возможно, создать яркий и запоминающийся образ Татьяны Сергеевны помогла вспыхнувшая любовь между Ниной Ивановой и оператором Радомиром Василевским. Создатели картины вспоминают, что “камера смотрела на нее влюбленными глазами”.

Казалось, после такого успеха актрисе обеспечена замечательная карьера. Но все сложилось иначе. Все последующие роли не дотягивали до этой, звездной. Стало сказываться отсутствие профессионализма. Фильмы “Киевлянка”, “Наследники”, “Любовью надо дорожить” не имели успеха у зрителей, а критика и вовсе была безжалостна.

Снявшись в картине “Серая болезнь”, Нина Иванова навсегда оставила актерскую профессию. В это же время распался ее брак с Радомиром Василевским.

После этого знаменитая актриса исчезла из поля зрения. Многие считали, что ее давно нет в живых. Однако она была жива. Работала медсестрой в онкологической больнице, жила одиноко.

В 2001 году ее разыскал журналист Роман Побединский: “Нина Иванова наотрез отказалась от съемки, слышать не хотела об интервью. Мы встретились мельком, возле метро. Седоватая и скромно одетая женщина с незнакомым лицом подошла ко мне. Она живет с сестрой, помогает ей и племянникам. Пенсии не хватает, поэтому вынуждена работать. “Таких, как я, забытых артистов, очень много. Не надо выделять меня одну. Чем я знаменита?” — ее взгляд был печальный, зимний, январский. В нем ничего не осталось от прежней весенней Татьяны Сергеевны”.

 Нина Иванова никогда не смотрит прославивший ее фильм. Когда его ставят в программу, она просто выключает телевизор. С Николаем Рыбниковым после съемок она  не виделась. Ее соседи по дому даже не знают, что Нина Георгиевна в прошлом была актрисой. Нина Иванова навсегда вычеркнула эту страницу из своей жизни.

Но, несмотря на это, роль юной учительницы Тани Лев­ченко в ее исполнении навсегда вписана золотыми буквами в историю кинематографа.

Наталия ДОЛИНА.