№ 152 от 12 октября 2007 г.

Михаил БАЛТЯНСКИЙ. Крадут здоровье

Эти слова часто встречаются во многих читательских письмах на тему социальной защиты граждан. Так назвала свою жалобу в “Рабочую газету” и мастер измаильской швейной фабрики Одесской области Нина Каранфилова. “В течение сорока лет работы на предприятии, — писала Нина Парфентьевна, — я ни разу не воспользовалась профсоюзной путевкой в санаторий или хотя бы в дом отдыха. Профком постоянно отказывал, мотивируя тем, что я отношусь к инженерно-технической службе и получаю на какую-то копейку больше рядовых рабочих, поэтому должна покупать путевки за полную стоимость. У меня другого выхода не было. Но почему такая несправедливость? Да и по поводу заработков не все вяжется. Я на ставке, а швея получает от выработки и часто “перегоняет” меня в полтора-два раза. Вот вам и инженерно-техническая служба. А профкомовцы при  таком отношении ко мне воровали у меня здоровье”.

Не улучшилось отношение к таким, как Нина Парфентьевна, и в годы независимости, когда оздоровлением работников стал заниматься новообразованный Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности. И это при том, что взносы со всех удерживаются не только в профсоюзный карман, но уже и в интересах новой структуры с многообещающей перспективой. На швейной фабрике, согласно положению о фонде, организовали его первичное звено во главе с уполномоченным лицом. Обращалась к этому лицу Каранфилова, но безрезультатно. Ответ напоминал тот, который слышала от профкомовцев. Кража здоровья продолжалась.

Больше всего поразило мастера Каранфилову то, что ее назвали условно здоровой. А люди этой категории, говорили Нине Парфентьевне, должны заботиться о себе сами. “Выходит, — подытожила свой невеселый рассказ жалобщица, — если бы я, не дай Бог, сломала себе руку или вывихнула ногу, тогда бы оказалась в другой категории, к которой и отношение было бы чутче, и ни у кого бы не повернулся язык упрекать меня в том, что я почему-то в свое время имела неосторожность закончить Киевский технологический институт, к тому же с красным дипломом. Дослужилась”.

 Окончание. Начало на 1-й стр.

И вот произошло то, чего женщина боялась. Уже в пенсионном возрасте, проработав еще десять лет, она в цехе подвернула ногу и, упав, сломала руку в запястье. Почти три месяца рука была в гипсе. Наконец, в сентябре 2006 года, когда сняли бинт и женщина вышла на работу, начальник цеха сказал, что из Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности предложили ей бесплатную путевку в санаторий “Синяк” Закарпатской области, там укрепляют кости, и она может ехать хоть завтра. Нина Парфентьевна не сдержала слез. Было не столько приятно, сколько обидно. Однако по состоянию здоровья врачи запретили ей срываться с места.

Эта история довольно ярко иллюстрирует работу Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности. Структура, мягко говоря, “пасется” на таких моментах, как неудовлетворительные условия труда, недостаточное финансирование системы здравоохранения, неблагоприятная экологическая ситуация, которые приводят к ухудшению здоровья населения Украины. А в отчетных документах использует уникальный по своему цинизму статистический биопоказатель — уровень условного(?!) здоровья. Так вот этот уровень в стране снизился с 62,6 процента в 1990 году до 26,1 процента в 2006-м.

Рядовой гражданин объясняет себе этот уровень конкретнее: здоровых людей стало меньше в два с половиной раза. И тут находят простое, всем понятно решение проблемы — беречь и восстанавливать здоровье. Как? Одним из проверенных годами средств является санаторно-курортное лечение и оздоровление. Обеспечение им застрахованных лиц и членов их семей возложено на Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности. А в связи с тем, что эту трудоспособность временно утрачивает очень большое количество людей, то, соответственно, должна быть финансовая гарантия для их поддержки.

Следует отметить, что писем, подобных тому, которое получила “Рабочая газета”, поступает немало и в Счетную палату Украины, которая призвана выяснять, куда и с какой целью тратится каждая государственная копейка. Общий вывод аудиторов после проверки этой, так сказать, спасательной организации следующий: в 2006 году Фондом не обеспечено надлежащее выполнение задач, связанных с оздоровлением застрахованных лиц и эффективным управлением средствами на указанную цель. Обратите внимание: речь идет о неэффективном управлении средствами. В чем же причины?

По мнению аудиторов, прежде всего Фонд неподобающе (читай небрежно, безразлично, не по-хозяйски) реагировал на предварительные выводы Коллегии Счетной палаты и не принял исчерпывающих и своевременных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. Вследствие этого нормативно-правовое обеспечение предоставления услуг по оздоровлению остается несовершенным и позволяет нацеливать средства по направлениям, которые не соотносятся с задачами этого вида страхования (содержание детско-юношеских спортивных школ, приобретение новогодних подарков). Такое положение дел в 2006 году не позволило дополнительно оздоровить почти 80 тысяч человек. То есть, говоря языком жалобщицы, у стольких граждан украдено здоровье.

Хотя известно, что, согласно Бюджетному кодексу Украины, осуществление расходов на содержание общегосударственных специализированных санаториев для детей и подростков возлагается на государственный бюджет, а реализация государственных программ внешкольного обслуживания детей и содержание детско-юношеских спортивных школ — на местные бюджеты. Спрашивают, почему средствами фонда пытаются “подпереть” обязательства бюджетов всех уровней? Государству — государственное, а фонду — фондовое.

Между тем аудиторы отмечают, что нынешняя система оздоровления за счет средств фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности неэффективная и не в состоянии обеспечить реализацию застрахованными лицами права на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с потребностью. Не заключение — приговор. Специалисты подсчитали, что исходя из объема средств, которые ежегодно направляются фондом на санаторно-курортное лечение, застрахованное лицо может получить путевку один раз в 40-50 лет, то есть большинство застрахованных лиц не имеет возможности получить путевку в течение трудоспособного возраста. Поэтому неудивительно, что в прошлом году получили лечение и оздоровление в санаторно-курортных учреждениях и их реабилитационных отделениях и в санаториях-профилакториях всего лишь 3,1 процента застрахованных и 2,4 процента их детей.

К тому же темпы роста расходов фонда на оздоровительные меры несопоставимы с темпами роста цен на путевки. Скажем, в прошлом году средняя стоимость одного дня оздоровления в санаторно-курортных учреждениях за счет средств фонда составила 101,8 гривни и выросла по сравнению с 2004 годом почти на треть, в то время как объемы расходов на приобретение санаторно-курортных путевок выросли всего лишь на 22 процента.

Нельзя оставить без внимания еще одну причину. Реформирование экономики Украины привело к изменению организационно-правовых форм собственности санаторно-курортных учреждений. Из их общего количества сегодня более чем две трети находятся в частной собственности. Отсюда — подорожание стоимости услуг. Оздоровление застрахованных лиц в санаториях-профилакториях на глазах у государства фактически сворачивается. Для обеспечения застрахованных лиц качественным и полноценным лечением необходимо обновить имеющуюся материально-техническую базу. Создание доступного по цене оздоровления и улучшение его качества является неотложным вопросом развития санаторно-курортной отрасли.

По мнению специалистов Счетной палаты, правление и исполнительная дирекция фонда не обеспечили надлежащего организационного обеспечения осуществления оздоровительных мер в 2006 году, а Минтруда — надлежащего государственного надзора за деятельностью Фонда в этом направлении. Вот почему предоставление некачественных услуг санаторно-курортного лечения послужило причиной возврата путевок и неиспользованных средств фонда. В течение 2006 года отделениями фонда возвращено санаториям 14,7 тысячи путевок на общую сумму 31,3 миллиона гривен. Чьи это потери? Людей труда.

А длительный процесс осуществления процедуры закупки услуг по санаторно-курортному лечению (и кто придумал тот тендер?) привел к задержке более чем на месяц начало оздоровления. Да и сама закупка путевок проводилась без предварительного изучения сети оздоровительных учреждений и их материальной базы. Отдельные учреждения, ставшие победителями торгов, не были готовы предоставить качественные услуги.

Основной вывод аудиторов: средства, которые путем налогообложения граждан передаются Фонду социального страхования по временной утрате трудоспособности, следует использовать профессионально грамотно и экономически правильно. Тогда они будут работать на здоровье людей труда. Способствовать этому — такая задача вот-вот встанет перед новым парламентом и вновь созданным правительством. А пока все так, как есть. Это вредит здоровью граждан, вредит государству.