№ 150 от 10 октября 2007 г.

Артем ДОЛМАТОВ, Антон ПОЛУНИН, Юристы. Платить по счетчикам

Большинство наших читателей — это потребители электроэнергии, тепла, газа и водоснабжения. Чтобы удобнее было оплачивать эти коммунальные услуги, многие устанавливают счетчики. Однако, помимо удобства в пользовании и экономии денег, установка счетчиков может повлечь за собой определенные проблемы, в том числе и юридические.

Ю.Ф.Красников из Краматорска Донецкой области интересуется вопросами, связанными со счетчиками на электроэнергию и воду, а именно с их поверкой, установкой и обслуживанием. Интересует нашего постоянного читателя также и то, за чей счет производится установка таких счетчиков.

Существует Программа поэтапного оснащения наличного жилищного фонда средствами учета потребления воды и тепловой энергии, рассчитанная на 1996-2007 годы. В ней указано, что оснащение жилых домов приборами учета и регулирования потребления воды и тепловой энергии осуществляется за счет бюджетных средств. Что касается  квартирных счетчиков, то они устанавливаются за счет средств населения.

Министерствам и ведомствам, правительству Автономной Республики Крым, областным государственным администрациям было поручено обеспечить выполнение Программы поэтапного оснащения средствами учета и создание служб монтажа, обслуживания, ремонта средств учета и регулирования контроля потребления воды и тепловой энергии и контроля за их функционированием. Этой же программой предусмотрено, что установка, обслуживание, ремонт и контроль за функциями счетчиков осуществляется специализированными организациями и предприятиями, имеющими соответствующую лицензию.

Производить установку средств учета потребляемой энергии имеют право только специализированные организации, но опять-таки за счет средств потребителей.

После установки счетчиков их следует поставить на абонентский учет. Для этого необходимо подать заявление в организацию, которая и предоставляет услуги по установке средств учета.

Что касается периодической поверки счетчиков, их обслуживания и ремонта, то следует заметить, что, изучая данную сферу правового регулирования, мы сталкиваемся с коллизией законодательства. Так, согласно Закону Украины “О метрологии и метрологической деятельности”, периодичность поверки зависит от вида счетчика и устанавливается центральным органом исполнительной власти в области метрологии. Таковым является Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования потребительской политики. В этом же законе (статья 28) указано, что порядок предоставления физическими лицами, не являющимися субъектами предпринимательской деятельности, собственниками измерительной техники (результаты измерения которой используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд газ, воду,  электрическую и тепловую энергию) на периодическую проверку этих средств и оплаты за работы устанавливается Кабинетом министров Украины. Периодическая проверка, обслуживание и ремонт, в том числе и монтаж, транспортировка, демонтаж указанных средств производится за счет предприятий, организаций, предоставляющих услуги электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а не за счет населения — потребителей услуг.

Скорей всего, такие затраты включены в тарифы на услуги централизованного водоснабжения.

С другой стороны, в постановлении Кабинета министров Украины от 25 декабря 2002 года № 1957 указано, что ремонт, обслуживание и поверка счетчиков во время эксплуатации осуществляется за счет собственника жилищного фонда.

Налицо ошибка законодателя. Советуем гражданам, насколько это возможно, руководствоваться положениями закона, так как постановления Кабинета министров являются подзаконными нормативно-правовыми актами.

Среди прочего стоит отметить, что поверка счетчиков осуществляется территориальными (региональными) органами Госпотребстандарта Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, городах областного значения.