№ 44 от 28 марта 2006 г.

ГОЛОВКА — БО-БО, ДЕНЕЖКИ — ТЮ-ТЮ?

Наравне с аутсайдерами выборов “черный понедельник” отметили тысячи активистов депутатского марафона. Иссякла их “золотая жила”...

Сколько стоило покричать на площади, размахивая флагом в поддержку кого-то из политиков? По слухам, 15—20 гривень в час. Но чаще всего у продуваемых насквозь палаток, откуда юношеская рука протягивала прохожим немудреную “агитку” в виде газетного или календарного листка со слащавой улыбочкой партийного лидера, слышалось: “И охота им тут сопли морозить?!”

Охота, представьте себе, была на этих выборах для тысяч наших соотечественников пуще неволи! Вот лишь некоторые расценки, передаваемые, так сказать, из уст в уста:

 дежурить в палатке — 50 грн;

 вывесить плакат на личном балконе — 50 грн;

 “зажигать” в массовке на митинге — 15 грн/час;

 размахивать партийным флагом — 20—50 грн/час;

 расклеивать плакаты — 50 грн;

 ночью срывать плакаты (конкурентов) — 100 грн;

 сидеть наблюдателями от партии в день выборов — 100—250 грн (в случае победы — премия в у.е.).

Это цены в Киеве. На периферии они скромнее, но не намного. “Рабочая газета” уже сообщала, что по сравнению с выборами-2002, когда один избирательский голос обходился в среднем от 70 коп. до 7 гривень, нынешние расценки выросли в 10 раз! С килограммом гречки и бутылкой подсолнечного масла можно было уже и не соваться на округа. Народ не то что поумнел, он явно коммерциализировался.

Особенно быстро сориентировались студенты и рекламные агентства. Наряды на обслуживание интересов той или иной партии были организованы чуть ли не по знаменитой комедийной ленте “Операция “Ы”. Помните: “Песчаный карьер! — Я!”, “Мясокомбинат — Я!”? И как бы кто сегодня не ерничал в отношении ребят с флажками и политбумажками, а многие из них в эти месяцы зарабатывали по 300—350 гривень в день. Если, конечно, не ленились “сопли морозить” на двух-трех объектах по очереди. Суммарный их доход по оценке экспертов  в этой избирательной кампании — до 3 млн грн.

— А что, мои родители и близко таких денег не видят! — признавался знакомый парень, утром размахивавший оранжевым полотнищем возле станции метро “Шулявская”, а вечером оравший на Майдане за Юлю или Януковича.

И ни о какой политсознательности речи не шло! Что, в общем-то, подтвердил  день выборов. Молодежь абсолютно не спешила на участки. То ли игнорировала очереди, то ли... отсыпалась за все дни, пока так исправно косила финансовая коса. Кстати, прогулы в вузах тоже надо было чем-то оплачивать.

Азартно косили в предвыборных балаганах и пенсионеры, вдруг позабывшие о вечных болячках. Многие даже составили специальные “явочные” карты агитационных мероприятий. Правда, с нескрываемым презрением костерили потом своих “благодетелей” за 50 гривень, раздаваемых то к 23 февраля, то ко Дню 8 марта. И уверяли, что не собираются отдавать голоса за “бандитов”, которые “сорят деньгами”. Но “сор” подбирали исправно...

Что называется, без стеснения отнеслись граждане — кто к расходам, кто к доходам. Еще в начале марта специалисты проекта “Экспертный анализ расходов партий на избирательную кампанию” назвали цифру — $1,5 млрд. Столько было истрачено с октября прошлого года, но это без учета средств на рекламу — там вообще заоблачные суммы! К примеру, реклама на TV в два раза дороже внешней рекламы и в 63 раза(!) — рекламы в прессе. Вспомните, кого видели и слышали чаще других? Так вот, у этих господ “народных избранников” кошелек был туже, чем у остальных. На первое место по расходам эксперты вывели Партию регионов — $89 млн 153 тыс., за нею — “Наша Украина” ($79млн 822), БЮТ ($62 млн 992 тыс.), Народный блок Литвина ($54 млн 677 тыс.) и Соцпартия — ($28 млн 238 тыс.).

И это только легальные средства. Сколько роздано вечерами “из мешка” (а только так и велся расчет с “квакерами” и палаточниками на площадях) — тайна, покрытая мраком.

По закону о выборах распорядители средств накопительных счетов избирательных фондов блоков и партий обязаны не позднее чем на пятнадцатый день после выборов, подать в ЦИК финансовый отчет о движении средств. Можно не сомневаться, что все там будет в ажуре. Не зря ведь сказано: молчание — золото. И, похоже, сказано недаром.

Людмила МЕНЖУЛИНА.