№ 134 от 13 сентября 2007 г.

Иван ПРОНИН. Крым соединят с Россией

Появится новый мост через Керченский пролив

Мост через Керченский пролив, который соединит Крым с Кубанью, Украину с Россией и Европу с Азией, решено построить к 2012 году.

Мост или тоннель?

Историки утверждают, что идея построить здесь мост возникла, как минимум, веков эдак десять назад. Иначе для чего князь Глеб Тмутараканский в лето 6576-е, то есть в 1068 году мерил по льду море от Тмутаракани (Кубани) до Корчева (Керчи)? В минувшем же веке было предпринято несколько попыток возвести мост через Керченский пролив. В 1901-м это намеревалось сделать правительство Великобритании, стремясь наладить сообщение со своей колонией Индией. Но дальше слов дело не пошло. Позже, после оккупации Крыма, мост начали строить гитлеровцы. В Керчь были подвезены гигантские стальные конструкции. Но приступить к его возведению немцам не позволили наши войска.

21 января 1944 года Государственным комитетом обороны СССР было принято решение использовать оставленные фашистами конструкции и материалы для быстрого сооружения моста. При этом были проявлены неимоверные усилия и истинный героизм советских людей. Ведь мост длиной в 4 с половиной километра в условиях войны был возведен всего за сто дней.

Участники его строительства утверждают, что мост этот стоял бы и по сей день, если бы опоры защитили ледорезами. Но в спешке этого не сделали, и после того, как Керченский пролив замерз в очередной раз, льды снесли конструкцию. Правда, мост попытались восстановить спустя несколько лет, в 1949 году. Была даже вбита гигантская свая, но она вскоре дала крен, и стройку заморозили. В конце концов, в 1956-м между Крымом и Кубанью была налажена паромная переправа, которая и поныне связывает два берега.

О строительстве моста через Керченский пролив вновь заговорили лишь в 1993 году. Правда, тогда уже появилась альтернатива — прорыть вместо него по дну Керченского пролива тоннель. Кстати, некоторые историки считают, что тоннель там существует. Он якобы был создан в античные времена древними греками. Поэтому нужно лишь отыскать вход в него. Хотя, скорее всего, это лишь красивая легенда.

Идея вызрела

В эпоху новейшей истории Украины реальная попытка построить транспортный переход через Боспор Киммерийский, как в древние времена называли этот пролив, была предпринята в конце 90-х годов тогдашним спикером Верховного Совета Крыма, а ныне первым секретарем Крымского рескома КПУ Леонидом Грачом. Его идею поддержал мэр Москвы Юрий Лужков, заявивший о готовности правительства российской столицы и частного бизнеса инвестировать проект. Но это начинание вызвало резкую критику со стороны Киева, и, к сожалению, проект был заморожен.

И вот нынешним летом по поручению премьер-министра Украины В.Януковича спикер крымского парламента А.Гриценко и председатель Совмина АРК В.Плакида отправились в Москву для участия в совещании под руководством министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа. Там вновь обсуждался вопрос о строительстве транспортного перехода через Керченский пролив. По словам Гриценко, общая стоимость проекта составит 480 млн долларов. Длина моста на свайном основании предположительно составит 4,5 километра, высота — 50 метров. Он будет состоять из одной железнодорожной ветки, двух автомобильных магистралей и двух тротуаров по полтора метра шириной.

Россия готова финансировать проект в пол­ном объеме, но, по мнению крымского спикера, принять участие в его реализации должны и украинские инвесторы. Пока что участники совещания договорились о том, что на экономическом форуме в Сочи 20 сентября проект будет представлен на суд инвесторов. Предполагается, что если строительство транспортного перехода начать одновременно и с крымского, и с российского берега, то мост появится уже через пару лет.

Особенно актуальным этот проект стал после того, как Украина получила право на проведение в 2012 году чемпионата Европы по футболу, а Россия — зимних Олимпийских игр в 2014 году. Кстати, премьер Янукович, посетивший Крым совсем недавно, выразил уверенность в том, что мост “Крым—Кубань” будет готов уже к 2012 году. Главное, чтобы кое-кто в Киеве вновь не стал вбивать клин в экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Автономной Республикой Крым.

 

Крым.