№ 123 от 22 августа 2007 г.

Георгий КРЮЧКОВ. Почему коммунисты идут на выборы

Президент В.Ющенко, досрочно прекратив своими указами при отсутствии предусмотренных Конституцией Украины оснований полномочия Верховной Рады Украины и назначив сначала на 27 мая, а затем на 26 июня т.г. внеочередные парламентские выборы, грубо нарушил Основной Закон страны. И хотя впоследствии эти указы им же были признаны утратившими силу, В.Ющенко считает Верховную Раду распущенной, отказывается подписывать принятые ею законы.

Уже само по себе это является государственным преступлением, антиконституционным деянием, за которое необходимо нести ответственность. Добавим к этому блокирование деятельности Конституционного Суда, единственного в государстве органа, имеющего полномочия давать заключение о том, соответствуют ли законы, президентские указы, решения правительства Конституции. Невыполнение решений судебных органов, издание десятков указов, нарушающих Конституцию, — все это конкретные дела, свидетельствующие о стремлении В.Ющенко ревизовать конституционную реформу 2004 года, установить в стране режим единоличной диктатуры. К слову, это является “голубой мечтой” и лидера БЮТ Ю.Тимошенко. В этом смысл идеи проведения референдума об изменении Конституции, с которой Ющенко и Тимошенко носятся в последнее время.

Так называемое “Соглашение трех” — В.Ющенко, В.Януковича и А.Мороза — от 27 мая о проведении внеочередных выборов в Верховную Раду 30 сентября, принятое без участия и согласования с руководством Компартии и ее фракцией в парламенте, по сути, означало сдачу позиций Коалиции национального единства, капитуляцию перед “помаранчевыми”. Правда, проведение выборов обусловливалось уменьшением численности депутатского корпуса менее чем до 300 человек, что позволило бы применить статью 82 Конституции. Имелось в виду, что народные депутаты от фракций “НУ” и БЮТ сложат депутатские полномочия. Несмотря на беспрецедентное давление со стороны руководителей указанных фракций и лично В.Ющенко, это оказалось непростым делом. К тому же этим создан опасный прецедент — возможность досрочного роспуска в любой момент вновь избранного парламента и назначения новых выборов по инициативе любой политической силы, имеющей в Верховной Раде не менее 150 депутатских мандатов. Страна может быть втянута в перманентную избирательную кампанию.

В результате состоявшегося сговора проведение внеочередных выборов, которые обойдутся нашему народу в несколько сотен миллионов гривен, стало практически неизбежным. Многомесячное противостояние в политических “верхах”, нагнетание истерии в обществе настолько надоели людям, что все чаще можно было слышать: “Или прекратите это безобразие, или проведите, наконец, если вам так хочется, никому не нужные выборы. Только не держите дальше в напряжении страну”.

К тому же становится все более очевидным, что Запад, кичащийся тем, что он “стоит на страже демократии и прав человека”, не выступит на защиту уничтожаемого президентом парламентаризма в Украине. А заявлениями о том, что выборы — это чуть ли не единственный легальный выход из политического кризиса, европейские институции (в частности Парламентские ассамблеи Совета Европы и ОБСЕ) фактически стали на сторону В.Ющенко и “помаранчевых”. Именно поэтому стало возможным циничное, на глазах Европы и всего мира надругательство над волей народа, Конституцией, элементарными нормами демократии в одном из крупнейших европейских государств — разгон парламента, избранного, по широко распространенному мнению, на “самых свободных и прозрачных выборах”.

Все это сопровождается разглагольствованиями о “политической коррупции”, “очищении” путем выборов властных структур. Под коррупцией в данном случае подразумеваются неединичные случаи небескорыстного (скажем так) перехода депутатов из фракции во фракцию, в частности, из оппозиции в парламентскую коалицию. Что такие факты имели место, вряд ли есть основания сомневаться. Но обращает на себя внимание то обстоятельство, что ни одного конкретного факта подкупа или “перекупки” парламентариев до сих пор приведено не было. К тому же начало таким перебежкам положили выходцы из фракции социалистов (И.Винский, Г.Гармаш). Но тревогу В.Ющенко забил только тогда, когда десятки депутатов вышли из фракций “НУ” и БЮТ и появилась возможность образования в Раде квалифицированного конституционного большинства (более 300 депутатов), объективно противостоящего президенту. Можно говорить о моральной стороне этого процесса, тем не менее Конституции он не противоречил. Однако В.Ющенко был изрядно напуган.

Что за всем этим стоит? Ожесточенная борьба между двумя группами олигархических кланов за обладание разворованной народной собственностью, за доступ к рычагам власти, контроль над финансовыми потоками, информационным полем. “Помаранчевые” стремились на парламентских выборах 2006 года закрепить победу, добытую на выборах президента в 2004 году в результате проведения не предусмотренного законом так называемого “третьего голосования”, и захватить всю власть в стране. Но после выборов за три месяца они не смогли договориться даже о распределении постов в Верховной Раде, правительстве, других государственных органах. А правительства, возглавляемые Ю.Тимошенко, а затем Ю.Ехануровым, показали свою несостоятельность. Выход из проющенковской команды социалистов означал крах расчетов на создание в Верховной Раде “помаранчевой” коалиции и сформирование подконтрольного ей Кабинета министров.

Поэтому сразу же после образования Антикризисной коалиции (переименованной в дальнейшем в Колицию национального единства) в составе народных депутатов от Партии регионов, Соцпартии и Компартии В.Ющенко и “помаранчевые” начали обострять обстановку в стране, нагнетать страсти, провоцировать политический, в том числе парламентский кризис. Все это время страну лихорадило, отвлекало внимание государственных органов от насущных вопросов экономики, жизни людей. В качестве первоочередной задачи и способом достижения вожделенной цели — захвата всей власти в стране и был определен разгон — под любым надуманным предлогом — законно избранного парламента, проведение внеочередных выборов, завоевание в Верховной Раде большинства.

Действия реваншистов — “нашеукраинцев”, “бютовцев”, а также не пробившихся в парламент V созыва оголтелых национал-шовинистов и их патрона В.Ющенко становились все более агрессивными и вызывающими по мере того, как парламентская коалиция и сформированное ею правительство демонстрировали способность  при всех трудностях и недостатках решать стоящие перед страной проблемы в экономике, социальной и других сферах, что объективно лишало “помаранчевых” перспективы.

В этом главная причина опасного обострения ситуации в стране. Все остальное, как говорится, от лукавого.