№ 110 от 31 июля 2007 г.

Хортица с гуцульским акцентом

То, что происходит сегодня на острове Хортица, можно сравнить с авралом или с сооружением во времена СССР известного БАМа. Тут возводится историко-этнографический комплекс “Запорожская Сечь” — восстанавливается Сечевая церковь и другие исторические здания, оборонительные сооружения. Со временем комплекс должен превратиться в мощный культурологический центр.

НО, как оказалось, вокруг этого строительства развернулось настоящее противостояние историков и бюрократов. Исследователи казачества категорически против странного проекта, согласно которому в духовном центре Запорожского казачества возводят что-то, очень похожее на гуцульское село.

Вот как прокомментировал эту ситуацию доктор исторических наук, профессор Бердянского государственного педагогического университета Игорь Игоревич Лиман:

“Еще на заре независимости Украины львовскими архитекторами был разработан проект, который не смог учесть специфики Запорожского края: церковь, которую предлагали построить, была западно-украинского, бойковского типа. При обсуждении этот прект серьезно раскритиковали ведущие ученые-историки, в частности Елена Апанович и Михаил Брайчевский. И, как следствие, отказ от его реализации. Впрочем, по одобренной еще в 2002 году Концепции комплекса администрация Заповедника острова Хортица заказала разработку архитектурного проекта государственному проектному институту “Запорiжцивiльпроект”. Однако не понятно, на каком основании и с чьей подачи в основу рабочей документации был положен практически без изменений предыдущий, львовский проект. В нем фигурирует трехбанная церковь западно-украинского типа.

— Но ведь в таких случаях предусмотрена научная экспертиза.

— Администрация Заповедника посчитала свою квалификацию достаточной для самостоятельного осуществления экспертизы. Вот и построили на Хортице приблизительную копию Троицкой церкви села Пустовойтовка на Сумщине — родине П.Калнишевского — трехдольную трибанную церковь бойковского типа с шестигранным бабинцем и алтарем и восьмигранной средней частью. Но ведь известно, что существовали определенные каноны, по которым была построена, в частности, Воскресенская церковь в Краснодаре, которую запорожцы заложили в 1799 году.

Ученые требовали переработки проекта и в какой-то момент их вроде услышали и стройку приостановили. Потом чиновники, видимо, не стали обременять себя лишними заботами, и вновь на объекте закипела работа.

Одна немаловажная деталь — по некоторым данным, на строительство уже израсходовано около шестнадцати миллионов гривень.

P.S. Такой объект мог бы стать яркой достопримечательностью любого туристического маршрута в Галичине. И гуцулы, и бойки, и лемки гордились бы таким памятником. Но при чем тут Запорожье и казаки? Представляю себе, как экскурсоводы будут рассказывать туристам: “А это этнографический комплекс Запорожская Сечь, сооруженный в стиле гуцульской деревни...”

Хорошо, что хоть не покрасили церковь в цвет апель-сина...