№ 110 от 31 июля 2007 г.

Без шума и дыма

Взрыв желтого фосфора под Львовом напомнил жителям Славянска, что и они сидят на фосфорной экологической мине. Можно ли объяснить одним лишь совпадением, что именно сейчас токсическую мину весом в 420 тонн решили-таки убрать из города?

Больше десяти лет никак не могли власти утилизировать шламы, содержащие фосфор, оставшиеся после банкротства ПО “Химпром”. Инспектора же МинЧС регулярно обследовали емкости и обнаруживали все новые и новые следы “точечной” коррозии на них. Это когда в крепкой на вид стенке появляется практически невидимая, словно проколотая иголкой дырочка. Через нее запросто может вытечь вода, защищающая фосфор от контакта с воздухом. А дальше... При 35 градусах фосфор самовоспламеняется и выделяет токсичный газ. Собственно, так и произошло уже на западе Украины в
40-градусную жару.

Залежи фосфорного шлама в Донецкой области образовывались больше двадцати лет. Разорившееся с началом перестройки ПО “Химпром” изготавливало ортофосфорную кислоту для нужд фармацевтов, химиков и других высокотехнологичных производств. После развала Союза опасное производство прекратило свое существование, а “Химпром” переименовали в ОАО “Содовый завод”, который, в свою очередь, тоже не смог уцелеть в рыночном океане. В 2003 году “Содовый завод” объявлен банкротом. С тех пор 420 тонн токсичных шламов с содержанием фосфора более 40 процентов становятся постоянной головной болью городской общины. В бюджете небогатого города найти средства для утилизации никак не удавалось. Лишь сейчас областное Управление экологии и природных ресурсов выделило 2 миллиона гривень для обезвреживания фосфора. Куда именно повезут утилизировать славянский желтый фосфор, пока остается тайной. Хотя  известно, что нынче только в Казахстане да и в России имеются заводы по утилизации фосфорных шламов. Сырье в Славянск, кстати, завозилось тоже из Казахстана.

Перегрузка шлама в железнодорожные цистерны казалась поначалу несложной задачей. Думали, достаточно помпой выкачать его из хранилищ и по трубе залить в цистерны. Не тут-то было! За десятки лет шлам слежался в монолитные блоки. Теперь приходится срезать одну из стенок емкости и осторожно, вручную откалывать куски. Этими осколками предполагается заполнить десять железнодорожных цистерн. Работники ООО “Славэкохим” — подрядчика опасных работ — обещают до ноября справиться с задачей. А пока они работают под ежедневным контролем со стороны МинЧС. Каждое утро проходит проверка техники безопасности работ на объекте. Будем надеяться, это позволит избежать неожиданных неприятностей.