№ 106 от 24 июля 2007 г.

Как золотой бас помогал украинскому боксеру

Золотым басом в Одессе начали называть Александра Цымбалюка, который стал четвертым в истории города лауреатом первой премии и обладателем золотой медали престижного международного Московского конкурса имени П.Чайковского в номинации “сольное пение”. Корреспонденту “Рабочей газеты” удалось встретиться с певцом, когда он после московских испытаний приехал на недельку погостить к родителям.

АЛЕКСАНДР — выпускник Одесской государственной музыкальной академии имени Неждановой и ведущий солист Гамбургской оперы. Перед нашей встречей он успел дать в Одессе два благотворительных концерта: в музыкальной школе им. П.С.Столярского и в Музее западного и восточного искусств.

— Музыкой Саша начал заниматься с четырех лет, — вспоминает его мама преподаватель истории Людмила Петровна. — И когда мы пришли с ним через год в школу педпрактики Одесской консерватории, то сын, к удивлению преподавателя Татьяны Шевченко, исполнил три своих произведения: “Восточная песня”, “Военная песня” и “Марш”. Начали мы беседовать с Татьяной Ивановной и вдруг обнаружили, что Саша исчез. Через некоторое время нашли его под роялем, где он пытался отвернуть все, что откручивалось.

Эту историю сейчас со смехом вспоминают преподаватели и бывшие студенты консерватории, успевшей в последние годы превратиться в музыкальную академию. 

— От игры на фортепиано, — вступает в разговор Александр, — меня вскоре потянуло к живописи. Но потом музыкальные привязанности все же перевесили. И я поступил в музыкальное училище по классу ударных инструментов: ксилофон, барабаны. Живопись к тому времени перешла в категорию любительских занятий. Хотя у меня даже были небольшие выставки. А еще в училище я пел в хоре. Брал уроки вокала. И, в конце концов, решил поступать на вокальный факультет консерватории. После выпуска два года пел в Одесском оперном театре.

— Как вы оказались в Германии?

— Мне приходилось выступать в концертах на юге Германии. Исполнял украинские народные песни, участвовал в благотворительных акциях с фольклорным ансамблем “Збиранка”. Давали концерты  в кирхах, домах престарелых, больницах, школах... А вскоре бас Паата Бурчуладзе предложил мою кандидатуру Гамбургской опере, где имелась вакансия.  И вот уже шесть лет пою там в Штаатсопер. Репертуар самый разнообразный: Вагнер и Моцарт, Верди и Россини. Всего спел около 26 партий. Берусь не за все партии, чтобы не “сломать” вокал. Ведь становление басов происходит к сорока годам.

Готовиться к конкурсу Александру помогал его учитель и бывший мастер курса, профессор Василий Навроцкий. Они репетировали целый месяц.

— Во второй тур, — рассказывает Василий Всеволодович, — прошли семь басов. Александр Цымбалюк исполнил, в частности, партии высочайшей сложности, требующие отточенного вокального и драматургического мастерства: ариозо Кочубея из “Мазепы” П.Чайковского, арию Кутузова из “Войны и мира” С.Прокофьева, каватину Дона Сильвы из “Эрнани” Д. Верди.

— В дни конкурса нас нельзя было оторвать от телеэкранов и радиоточек, — отмечает народная артистка Украины, заведующая кафедрой сольного пения, профессор Одесской музыкальной академии Галина Поливанова. — Саша пел ариозо Кочубея, а я кричала мысленно: “Верхние ноты!..”. Но все удалось отлично. Когда из Одессы уезжают такие, как Александр Цымбалюк, становится очень обидно. Обидно, что театр теряет такой великолепный бас и такого красивого артиста. Как хотелось бы, чтобы в Одессу вернулась ее музыкальная слава!

В жюри конкурса были два импресарио из Италии, которые сделали победителю-одесситу интересное предложение. Но пока его еще связывает контракт с Гамбургской оперой. Получил наш золотой голос и много дополнительных призов в знак зрительских симпатий от спонсоров конкурса.

Сам же Александр говорит, что если ему будет предложение петь на наших сценах, то с удовольствием его примет. Он согласился участвовать в поездке с концертами по городам России, которая была предложена всем лауреатам конкурса. Молодой певец дает много благотворительных концертов, средства от которых  направляет детям-сиротам, малоимущим пенсионерам, а также на выполнение программы борьбы со СПИДом.

Сразу после конкурса Александру предложили исполнить Гимн Украины в Кельне перед боксерским поединком Владимира Кличко и Лаймона Брюстера.

— Я без раздумий согласился, — говорит А.Цымбалюк, — хотя испытывал страшную психологическую усталость. Но я надеялся, что это будет моральной поддержкой с моей стороны Владимиру Кличко. Поэтому тот факт, что предстоит поработать бесплатно, меня не остановил. Перед выступлением очень расстроился, поскольку мониторы вдруг перестали работать. Или специально так сделали? Потом выяснилось, что петь нужно а капелла. Когда стоишь на высоте десяти метров над землей и видишь 20 тысяч человек в зале, из которого идет трансляция на 109 стран мира, то осознаешь огромную ответственность. В тот момент я старался передать Владимиру тот заряд положительной энергетики, которая присутствует в нашем Гимне. А потом радовался его победе не меньше, чем собственной в Москве.