№ 279 от 19 июня 2007 г.

Украина без парламента

ПОСЛЕ реализации договоренностей высших должностных лиц государства, зафиксированных в их “Совместном заявлении” от 27 мая этого года и приглушивших на какое-то время внутриэлитный кризис, развитие политической ситуации в Украине вошло в новую фазу.

Верховная Рада приняла практически все законодательные акты, необходимые для создания правовых условий для проведения внеочередных парламентских выборов. Сформирован новый состав Центризбиркома, который возглавил бывший судья Кон­ституционного Суда, откровенно проющенковский деятель В.Шаповал. Решен вопрос о финансировании избирательной кампании. Сложение депутатских полномочий 169 парламентариями от “Нашей Украины” и БЮТ должно дать основание (в случае завершения этого процесса) для издания президентом нового указа о досрочном прекращении — на основании части 2 ст. 82 Конституции — полномочий Верховной Рады и проведении 30 сентября т.г. внеочередных парламентских выборов.

Можно сказать, что на данном этапе  трагическое развитие политического кризиса (который далеко не завершен) удалось предотвратить. Какой ценой — будет сказано ниже.

Победу на этом этапе одержали по большому счету президент В.Ющенко, прозападные правонационалистические силы, на которые он опирается и чьи интересы выражает и защищает. Добившись проведения внеочередных парламентских выборов, они получили шанс осуществить идею реванша, последствия которого будут для Украины очень тяжелыми. Удастся ли реализовать этот шанс, покажет время.

Так как содержание многочасовых (по 5-6 часов) переговоров В.Ющенко и премьер-министра В.Януковича не предавались гласности, трудно дать ответ на вопрос, на какой основе состоялся сговор.

По имеющейся информации, партнеры В.Януковича по коалиции пытались удержать его от сдачи позиций. Но, как показывает ход событий, безрезультатно.

Председатель Верховной Рады А.Мо­роз, который более месяца — до 27 мая — участия в переговорах не принимал и которого В.Ющенко демонстративно игнорировал, видимо, оказался в таких условиях, что вынужден был подписать “Заявление трех”.

Сейчас В.Ющенко и “оранжевые” развернули шумную кампанию, цель которой — представить состоявшийся сговор как “торжество демократии”, свидетельство того, что “Украина в состоянии сама, без вмешательства и посредничества извне, находить выход из кризисных ситуаций” и т.д.

На самом деле в Украине произошел переворот, совершено грубое надругательство над демократией, конституционным принципом верховенства права, парламентаризмом, созданы чрезвычайно опасные по своим последствиям прецеденты, немыслимые в нормальной демократической стране.

Оказывается, в Украине, по мнению ее лидеров, не нужен суд конституционной юрисдикции, допустимо обходиться без определенной Основным Законом единственно возможной правовой (официальной) оценки конституционности актов президента, принимаемых Верховной Радой законов, решений правительства, можно вообще игнорировать и даже развалить Конституционный Суд. А это означает согласиться с правовым беспределом, который утвердился в стране, беззаконием и произволом, безнаказанным попранием норм права на всех уровнях, включая президента, являющегося гарантом соблюдения Конституции. И это при том, что все фигуранты политического процесса — и президент, и глава правительства, и парламент заверяли, что примут любое решение Конституционного Суда относительно конституционности указов о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады, каким бы оно ни было. Это во-первых.

Во-вторых, авторы “Совместного заявления” фактически согласились с узурпацией власти президентом В.Ющенко, присвоившим право по своему усмотрению, при отсутствии предусмотренных Конституцией оснований разгонять парламент, “высочайше соизволять” давать согласие собраться парламентариям на два-три дня, чтобы проштамповать нужные ему законы, а затем опять объявить парламент распущенным.

В-третьих, согласившись с утверждением неизвестной и немыслимой в демократических государствах практики нарушения одного из основополагающих принципов конституционно-государственного строительства — непрерывности функционирования власти, в том числе ее законодательной ветви, украинские лидеры поставили страну перед фактом, что Украина останется, как минимум, почти на полгода без парламента. А это сделает практически невозможным утверждение Государственного бюджета Украины на будущий год, проект которого, в соответствии с требованиями ст. 96 Конституции, должен быть до 15 сентября внесен в Верховную Раду, законодательное решение неотложных экономических, социальных и других проблем, откроет путь для еще большей узурпации власти президентом В.Ющенко. Мол, “кому-то же нужно будет принимать решения...” К тому же он безраздельно подчинил себе всю силовую сферу, включая внутренние войска МВД, расставив на всех ключевых постах послушных ему деятелей, готовых выполнять любые его распоряжения.

Наконец, ссылка в “Совместном заявлении” на часть 2 ст. 82 Конституции как на основание для досрочного прекращения полномочий Верховной Рады означает, что в дальнейшем любая политическая сила, которая получит на выборах более 150 мандатов, но меньше квалифицированного большинства от конституционного состава Верховной Рады (300), сможет торпедировать ее работу, спровоцировать, навязать новые выборы.

Такова цена “компромисса”, достигнутого высшими руководителями государства, в котором разрушена правовая система, царит правовой нигилизм, циничное отношение на всех уровнях к закону.

К слову, выдвинув для обоснования решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады положение части 2 ст. 82 Конституции, лидеры Украины, в том числе президент В.Ющенко, тем самым признали, что предыдущие президентские указы от 2 и 26 апреля т.г. не основывались на Конституции, то есть были незаконными. Однако оценки этому не было, указы не отменены.

Сегодня приходится говорить уже не об угрозе украинскому парламентаризму, который фактически уничтожен, а об угрозе национальной безопасности Украины, ее государственности.

К сожалению, Верховная Рада оказалась лишенной правовых рычагов противостоять этому произволу, а расчеты на то, что в защиту парламентаризма в Украине выступит европейская общественность, не оправдались. Президент В.Ющенко игнорировал принятую Парламентской ассамблеей Совета Европы резолюцию, и руководство ПАСЕ с этим смирилось.

В предвыборную борьбу противостоящие силы вступили в неравных условиях. Правящая коалиция не смогла овладеть информационным пространством. Масс-медиа, в том числе государственные, работают, как правило, против коалиции и сформированного ею правительства.

Игнорируя положение Закона “О политических партиях в Украине” о том, что “Органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам запрещается выделять в своем отношении определенные политические партии или оказывать им привилегии”, нарушая требования избирательного закона, президент В.Ющенко открыто встал на сторону “оранжевых” и все делает для того, чтобы они победили на предстоящих выборах.

Что касается исхода выборов, в которых парламентская коалиция рассчитывает на победу, то следует иметь в виду, что руководство Партии регионов, представителям которой принадлежит ведущее место в коалиции и в сформированном ею правительстве, практически ничего не сделало для выполнения своих предвыборных обещаний относительно статуса русского языка, реализации нейтрального статуса Украины, ее членства в НАТО, вхождения в ЕЭП и по другим важным политическим проблемам, хотя поддержку Партии регионов миллионами избирателей на прошлых выборах обеспечила именно позиция “регионалов” по указанным вопросам, которую она декларировала. Продолжается вытеснение русского языка. Ничего не делается хотя бы для реализации требований Европейской Хартии относительно региональных языков и языков меньшинств.

Не следует забывать и того, что только и только декларированная “регионалами” позиция по указанным вопросам сделала возможным вхождение в коалицию коммунистов.

Правительство не заняло четкую, а тем более твердую позицию в отношении опасных вылазок наглеющих национал-экстремистов, добивающихся реабилитации фашистских пособников из банд ОУН-УПА, учиняющих надругательство над памятью воинов-освободителей, нагнетающих антироссийскую и антирусскую истерию в СМИ. Продолжается фальсификация непростой истории нашей Родины, в том числе в учебниках для средней и высшей школы.

Во внешней политике все явственнее проявляется дрейф в сторону Запада и постепенное (пока еще внешне мало заметное) дистанцирование от России, что, естественно, вызывает соответствующую реакцию российского руководства. К слову, это не принесло коалиционному правительству дивидендов и на Западе.

Оправданность расчетов на то, что на победу “регионалов” сработают позитивные тенденции в экономике, принятые коалиционным правительством решения социального плана (прежде всего — о повышении заработной платы, пенсий, других социальных выплат), проблематична, особенно ввиду роста цен, платы за жилье, тарифов, на жилищно-коммунальные, транспортные и другие услуги.

На отношении избирателей все больше будет сказываться то, что большинство партий, кроме КПУ, выражают интересы прежде всего крупной буржуазии, мощных криминально-олигархических кланов.

Состояние 50 украинских гривневых миллиардеров равняется, по опубликованным в СМИ данным, 64,4 млрд дол. (это больше двух доходных частей украинского бюджета).

Несомненно, на позицию Партии регионов (как и других политических сил) огромное влияние оказывают соответствующие бизнесовые структуры, интересы значительной части которой ориентированы на Запад.

Многое будет зависеть от того, удастся ли патриотическим силам донести до широких масс народа Украины опасность, которую принес бы реванш национал-шовинистических, проамериканских, проНАТОвских сил. А именно:

✓ поголовную смену кадров на всех уровнях, замену их “оранжевыми”, массовые репрессии в отношении нынешних противников “оранжевых” (куда более масштабные, чем после президентских выборов 2004 года);

✓ попытку ревизовать конституционную реформу, вернуть президенту переданные парламенту и правительству полномочия, упрочить режим единоличной власти;

✓ новый передел собственности, финансовых потоков;

✓ ускоренное вовлечение Украины в НАТО (чему Запад будет всячески способствовать, особенно в связи с ухудшением отношений США и других западных стран с Россией);

✓ дальнейшее резкое ухудшение украинско-российских отношений со всеми вытекающими последствиями.

Разумеется, на развитие ситуации в Украине будет оказывать влияние позиция Запада (она известна) и России. Российские власти, обжегшись на президентских выборах в Украине, наблюдая продолжающийся дрейф ее на Запад, теряя доверие к украинским лидерам, в том числе декларировавшим дружеское отношение к России, похоже, так и не выработали внятной позиции в отношении Украины. (Думается, не случайно в Послании Федеральному Собранию от 26 апреля т.г. Президент РФ В.Путин, касаясь внешнеполитических проблем, даже не упомянул Украину).

А между тем если нынешние тенденции во внешней политике Украины сохранятся, тем более в случае реванша “оранжевых” усилятся, то уже в недалекой перспективе на ее территории могут появиться НАТОвские войска, элементы американской системы ПРО и другие военные объекты США.