№ 277 от 14 июня 2007 г.

Летучий отравитель

По традиции лето — пора ремонта и благоустройства квартиры, дачи, домика в селе. А задумываемся ли мы о том, как влияют на наше здоровье стройматериалы? Сегодня речь о лаках и красках.

Лакокрасочные материалы — это сложные многокомпонентные системы. Наибольшую опасность для здоровья представляют летучие органические соединения, входящие в состав растворителя, когда в атмосферу выделяются тяжелые металлы, токсические вещества (ангидриды, формальдегиды и др.). Они вызывают аллергию и отравления, а входящей в состав большинства красок стирол, хлорбензол и этилбензол являются канцерогенами.

На отечественном рынке преобладают те, что созданы на основе органических растворителей. Они имеют ряд преимуществ: затвердевают при низкой температуре, на плохо окрашенных или пыльных поверхностях образуют покрытие высокого качества, просты в использовании и доступны по цене. Однако независимый анализ таких лакокрасочных материалов в большинстве случаев говорит о превышении предельно допустимых концентраций некоторых веществ в десятки раз. Причина этого — наши нормы, которые существенно отстают от европейских требований.

— В промышленно развитых странах производитель, учитывая требования покупателя, старается выпускать экологически чистую продукцию. Это стимулировало создание новых лакокрасочных материалов с ограниченным содержанием органических растворителей и привело к существенному изменению ассортимента, — говорит Светлана Берзина, президент Всеукраинской общественной организации “Живая планета”.

Например, лаки и краски с высоким сухим остатком позволили сократить в них органические соединения на 30% и почти в два раза увеличить срок службы покрытия. Содержание летучих соединений уменьшено в два раза. Однако эти материалы медленнее высыхают и стоят дороже традиционных.

Наиболее перспективными с экологической и экономической точки зрения являются вододисперсионные краски, то есть разбавляемые водой. Основное их преимущество — использование воды вместо дорогих, горючих и токсичных органических растворителей. Краски и лаки быстро высыхают, имеют хороший декоративный вид и широкий цветовой спектр. Последние научные разработки позволяют использовать вододисперсионные материалы даже для антикоррозийных работ. А недостатки — низкая морозостойкость (до — 40° С) и более легкая подверженность микробиологическим разрушениям.

Покрытия из вододисперсионных красок по основным характеристикам не уступают покрытиям из материалов, сделанных на органических растворителях, а по отдельным показателям значительно превосходят. В процессе старения они сохраняют свои высокие физико-механические свойства, стойки к воздействию кислых и щелочных моющих средств. Двухслойное покрытие из вододисперсионных красок сохраняет защитную способность в течение пяти лет, что в два раза выше, чем у покрытия, выполненного по традиционной схеме.

Технический прогресс привел к появлению порошковых красок. Известные за рубежом под названим Powder Coatings, они довольно быстро нашли широкое применение. Рост их производства в мире за последние 20 лет составил 10-15% в год, а жидких (органорастворимых) красок не превысил 5%. Стимулировали это такие факторы: отсутствие органических растворителей и других летучих веществ, практически полная утилизация красок при нанесении и возвращение в производственный цикл, относительная простота и экономичность работы (как правило, наносят один слой вместо двух-трех), высокое качество и долговечность покрытия по сравнению с покрытиями из жидких красок.

Единственная проблема в том, что данная технология может быть использована только в производственных условиях, требует специального оборудования и пока не может конкурировать с использованием жидких красок в быту.

Как потребителю сделать правильный выбор? Читать то, что написано на упаковке. В Украине с 2004 года продукция, которая подтвердила свое соответствие международным экологическим критериям, получает право на нанесение знака экологической маркировки “Екологiчно чисто та безпечно”.

Но надо помнить и о “само­званцах”, делающих декларации типа “Экологически чистый”, “Экологически безопасный”, “Эко” и тому подобное, цель которых — рекламный ход, не имеющий подтверждения в действительности.