№ 270 от 01 июня 2007 г.

«Цветы жизни» требуют заботы

Мальчик стоял в пустом коридоре школы, повернувшись к окну. Услышав шаги, пошел прочь, держась за стенку. Слепой?

Отправляясь в киевскую школу-интернат № 5, я знала, что здесь учатся 154 ученика с патологией зрения. Но одно дело — слышать о таких детях, другое — видеть их. Они не бегают по коридорам во время переменки, не скачут по лестницам, не играют в футбол, не ездят на велосипеде.

Попробуйте походить с закрытыми глазами хотя бы по комнате. Или поживите сутки в полнейшей темноте. Тогда, наверное, можно хоть на время представить, что чувствуют незрячие дети.

 80 процентов информации о мире мы получаем благодаря зрению. Если оно имеет дефекты, то в мозг поступает ограниченная информация и общее развитие ребенка замедляется. Плохо видящий или полностью слепой малыш начинает пополнять ее нехватку через обоняние, слух, вкус. Но это все равно не заменяет зрения.

Ребятишки из интерната показались мне тихими, робкими, даже забитыми. Хотя, как рассказывали учителя, есть среди них разные, в том числе легко возбудимые, с отклонениями психического развития. Словом, сложные дети.

— А они злые? — спрашиваю директора Людмилу Коваль.

Мы стояли во дворе, ожидая начала акции “Цветы жизни”. Предполагалось силами преподавателей и тех учеников, которые хоть как-то могут подсобить взрослым, высадить аллею из 50 роз.

— Один шестиклассник, — ответила Людмила Сергеевна, — просто ненавидел цветы. То стебелек сломает, то бутон сорвет. Локтем сбросил два вазона на пол и разбил их. Мы включили его в группу детей, которые ухаживают за цветами. И мальчик изменился. Если видит, что листики подсохли, считает, что это он недосмотрел.

В прошлом году с помощью давних друзей школы — благотворительного фонда “Украинское народное посольство” и редакции журнала “Огородник” во дворе был высажен фруктовый сад, разбиты клумбы, создано маленькое озерцо. А теперь вот “розовая” эпопея.

Классы, коридоры, столовая, спальни, библиотека, зимний сад — все утопает в зелени. Привлечение слепых детей к уходу за растениями — педагогическое кредо школы.

Раиса Батюк рассказывала о начале этой работы:

— Когда я пришла сюда, не знала, чем увлечь детей. Думала начать с описания растений. Но как это сделать, если ребята не видят? Дай, говорю, ладошку. Это фикус. Чувствуешь, какой у него листочек — длинный, плотный, с жилочками. Протяни пальчики, поработаем над листком. Ребенок двигает пальцами, запоминает. А у монстеры, объясняю, листья большие, вырезанные, словно пальцы. Она погоду предсказывает. Перед дождем, когда в воздухе много влаги, на листьях появляются капли воды и стекают на пол. Детям стало интересно. Ну а я время от времени прошу то подставку подержать, пока цветок пересаживаю, то водичкой полить. Так и пошло у нас дело. Уже многие цветы и лечебные растения ребята знают.

— Дети ведут себя по-разному, — продолжает Раиса Павловна. — Бывает, прижмутся к тебе, просят их приласкать. Или сами бросятся обнимать цветы. Да стебли ломаются! Вот и объясняем им, что цветы не бумажные, а живые. Так и с детьми. Сколько раз случалось — занимаюсь с ними, а у самой слезы текут. Переживаю: как-то сложится их судьба?

Интернат № 5 — одно из не­многих учебных заведений в Украине со 120-летней историей, где, кроме полного среднего образования, дети получают еще и музыкальное, осваивают специальность оператора компьютерного набора, массажиста. Рассказывали, что массажисты они классные. Порой их пальцы работают лучше, чем у зрячих людей. Выпускники поступают учиться в высший медицинский колледж, потом устраиваются на работу.

Однако везет, думаю, единицам. Для большинства будущее неясно и темно. Это только в сказке слепая дочь короля Иоланта прозрела благодаря пылкой любви бургундского рыцаря Водемона. В Украинском обществе слепых вам расскажут, какой пыткой оборачивается жизнь для людей с ограниченным зрением. Поэтому забота о них не должна прекращаться после окончания школы.

В Украине функционируют 25 специальных школ-интернатов для слабовидящих детей и 5 — для детей с глубокой патологией зрения. Ежегодно их заканчивает около 100 человек. Если, согласно программе “Зрение-2020”, будет создано пять центров по борьбе со слепотой, то количество слепых детей уменьшится в два раза.