№ 252 от 20 апреля 2007 г.

Фарс, который может стать кровавой драмой

Какое бы решение ни вынес Конституционный Суд относительно указа президента о роспуске Верховной Рады, очевидно, что своими действиями Виктор Ющенко нанес огромный ущерб демократическим институтам и окончательно подорвал доверие общества к власти. Вряд ли ему удастся хоть сколько–нибудь улучшить свое положение и выбраться из ловушки, в которую он упорно загонял себя после поражения «Нашей Украины» на парламентских выборах. В любом случае — будут досрочные выборы или нет — позиции президента явно ослабнут.

 Хотя нынешний президент и его окружение пришли к власти под лозунгами борьбы с “наследием Кучмы”, им не удалось изменить сущность социально-политического строя, образовавшегося в последнее десятилетие. Напротив, общественные конфликты, раскалывающие Украину, приобрели еще более острый характер. Причина в том, что новая власть еще меньше склонна считаться с общественным мнением и соблюдать принципы демократического устройства, чем это было при правлении Леонида Кучмы. Направленность государственного курса не просто осталась прежней — она еще сильнее противоречит общественным настроениям. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, начиная от систематического нарушения прав человека до намеренного подрыва общественной стабильности ради сохранения властных полномочий.

Широко известна мысль Карла Маркса о том, что все великие события повторяются дважды: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса. Если рассматривать провалившуюся попытку украинского общества добиться изменения социально-политической системы (под такими лозунгами в 2004 году выступали все кандидаты в президенты) как трагедию, то сейчас мы стали свидетелями площадного балагана. Окружение президента, вновь заключившее союз с Юлией Тимошенко, призывает поддержать роспуск парламента, выдавая свои действия чуть ли не за торжество демократии. При этом соратники В.Ющенко в очередной раз пытаются обратиться к нереализованным социальным надеждам и ожиданиям, несмотря на то, что во многом из-за позиции президента в последние годы был сорван намечавшийся переход к ответственной социальной политике. Фарс, разыгрываемый сейчас президентской группировкой, имеет преступный характер, поскольку он провоцирует рост межрегиональных противоречий и навязывает стране внешнеполитический курс, разрушающий общественное согласие и государственное единство.   

Каждые новые выборы увеличивают зависимость украинского парламента от олигархических группировок и уменьшают представительство политических сил, действующих в интересах широких слоев общества. Это неудивительно. Политическая система и информационное пространство страны устроены таким образом, что только наличие крупных финансовых ресурсов и подконтрольных СМИ позволяет вести эффективную агитацию на общенациональном уровне.

Понятно, что подобное положение дел является вопиющим нарушением политических прав личности и угрожает развитием масштабного социального кризиса. Общество, лишенное возможности добиваться необходимых решений, обязательно начнет пользоваться иными методами. При этом социальный взрыв будет иметь тем более разрушительный характер, чем жестче была выстроена система угнетения, чем меньшим влиянием пользовались силы, представляющие социальные группы, не связанные с правящим классом.

Поэтому демократизация украинской политической системы — это не благое пожелание, это требование здравого смысла, непременное условие сохранения социальной стабильности. Но президентская группировка делала все возможное, чтобы сохранить в неизменном виде политические институты авторитарного режима, формирование которого началось в начале 90-х.

Очевидно, что переход к выборам глав областных, районных и сельских администраций изменил бы соотношение сил в пользу общества. Партии, представляющие интересы высшей бюрократии и крупных предпринимателей, лишились бы части административного и информационного ресурса на местах, что способствовало бы восстановлению политической конкуренции. Но президент неоднократно давал понять, что он не передаст в руки общества право выбирать региональных и местных руководителей. Более того, Виктор Ющенко не скрывает, что хотел бы вернуть властные полномочия, которые, как ему кажется, он слишком поспешно отдал, согласившись на проведение конституционной реформы в обмен на проведение третьего тура президентских выборов. Но такое стремление пересмотреть уже реализованные политические договоренности свидетельствует о полной политической безответственности, а намерение отказаться от конституционной реформы показывает антидемократический характер деятельности окружения президента. Именно повышение роли парламента и правительства в системе государственной власти приостановило формирование авторитарного режима.

Достаточно опасны разговоры о том, что отказ от положений конституционной реформы ничем не угрожает, поскольку президент якобы придерживается демократических взглядов и лишь нуждается в инструментах, позволяющих ему участвовать в государственном управлении. Окружение президента стремится добиться реализации геополитического курса, вызывающего отторжение большинства украинского общества. И властные полномочия нужны президенту для того, чтобы выстраивать внешнюю и оборонную политику, не считаясь с общественными настроениями. Поведение глав областных и районных администраций свидетельствует, что президент эффективно использует все имеющиеся в его распоряжении средства для навязывания собственной воли.

 Окончание.
Начало на 1-й стр.

И хотя социологические опросы свидетельствуют, что большинство украинского общества выступает против досрочных выборов, ни один из назначенных президентом областных и районных руководителей даже не попытался возражать. Все они без колебаний поддержали президента. К общему хору присоединилась даже государственная администрация Севастополя, где действия президента вызвали резкое общественное возмущение. Руководители силовых ведомств, не размышляя, приняли сторону президента, несмотря на то что Конституция обязывает их защищать интересы государства и народа. Надо отдать президенту должное: выстроенная им авторитарная система не дала сбоев. Она оказалась эффективным средством подавления настроения общества.

Сейчас под угрозу поставлено главное достижение последних лет, ставшее возможным благодаря конституционной реформе, — участие левых партий в правительственной коалиции. Благодаря их работе стало возможным формирование инструментов, позволяющих обеспечить реализацию социальных, политических и культурных прав, возникли условия для развития местного самоуправления. В новом парламенте, если пройдут антиконституционные досрочные выборы, ситуация может оказаться принципиально иной. Опасность сговора кланов в изменившихся обстоятельствах станет реальностью.

Указ президента вызван стремлением обеспечить проведение евро-атлантического курса, против реализации которого выступают партии парламентского большинства. Можно без преувеличения сказать, что гарантией такой последовательной линии во многом являются коммунисты. Политическая судьба Компартии напрямую зависит от того, насколько ясно она выражает общественные настроения, насколько эффективно борется за реализацию социальных, политических и культурных прав. Сегодня рубиконом стал вопрос о проведении курса на вступление в НАТО, вызывающий, как показывают социологические опросы и народные референдумы, огромное сопротивление общества. Народ Украины чрезвычайно точно почувствовал, что от того, продолжится ли курс на евроатлантическую интеграцию, зависят и структура экономики, и социальная политика, и решение вопроса о государственном статусе русского языка.

Нынешнее парламентское большинство не согласилось бы на вступление страны в НАТО. Поэтому для окружения президента стало крайне важно изменить формат правящей коалиции. Единственное средство добиться этого — проведение антизаконных выборов. Если бы Виктор Ющенко не решился на издание печально известного указа, он бы непременно лишился поддержки Вашингтона и Варшавы. А это значит, что вопрос дальнейшей судьбы ориентирующейся на него группировки повис бы в воздухе.             

Дело в том, что администрация США приняла решение обеспечить вступление Украины в НАТО к 2011 году. Кроме того, в планы американского руководства в Восточной Европе входит практическое осуществление плана литовского президента Адамкуса по созданию картеля, занимающегося транзитом нефти и газа, в составе Украины, Беларуси и Литвы. Естественно, правительство Виктора Януковича на подобный шаг не может пойти как по геополитическим, так и по экономическим причинам. Не согласится и на участие в программе по размещению в Восточной Европе американской противоракетной обороны. Между тем, как сообщила газета “Коммерсант”, в министерстве обороны США на днях официально подтвердили факт переговоров Украины и США по данному вопросу. Помощник министра обороны США по стратегическому планированию Брайан Грин уже объявил, что Украина включена в число 15 государств, сотрудничающих с США в рамках этой программы.

Это значит, что Вашингтон рассчитывает на поддержку украинской власти, которую президент Украины никогда не сможет обеспечить, сохраняя нынешнюю парламентскую коалицию. Выбирая между волей собственного народа и пожеланиями Вашингтона,
В. Ющенко выбрал второе.

Великий немецкий мыслитель Гегель сказал: “Высшая нравственность в государстве покоится на том, что разумная всеобщая воля должна быть осуществлена”. Воля украинского народа ясно выражена: Украина должна остаться в восточнославянском пространстве и строить партнерские отношения, прежде всего, с другими государствами восточнославянской цивилизации — Россией, Беларусью и Казахстаном. Неизменность своей позиции украинское общество подтвердило на последних парламентских выборах, поддержав партии, из которых и была образована нынешняя правящая коалиция.

С этой точки зрения попытка президента избавиться от неудобного для него парламентского большинства не просто безнравственна, она имеет разрушительный характер. Государственный курс Украины вопреки воле ее народа направляется на разрушение восточнославянского пространства. Для этого использовался весь арсенал средств, — от антикоммунистической истерии, которой придавался антироссийский и даже русофобский характер, до создания внешнеполитических и внешне­экономических механизмов, привязывающих Украину к евроатлантическому пространству. Все, что объединяет нас с другими странами восточнославянской цивилизации, беспощадно изгонялось окружением президента из внешней политики и государственной жизни. История, мораль, духовность, религия, национальные интересы, — все приносилось в жертву стремлению заслужить благосклонность США и их европейских союзников.

Окружение Виктора Ющенко, безусловно, подстегивал страх потерять расположение американской администрации, которая несколько раз демонстрировала готовность сделать ставку на Юлию Тимошенко. Думаю, не случайно ее так тепло встречали в Вашингтоне, отзываясь о ней как о возможном лидере “демократических сил” Украины. По-видимому, это делалось не столько для того, чтобы показать Ю.Тимошенко готовность к сотрудничеству (она об этом хорошо осведомлена), сколько для того, чтобы заставить Виктора Ющенко быть более жестким в ходе противостояния с парламентом и правительством. Надо сказать, что Юлия Тимошенко намного откровеннее и смелее в высказываниях по сравнению со своим политическим конкурентом. Как политик популистского толка, она может позволить себе открытые антироссийские заявления и действия. В отличие от украинского президента, ей не нужно изображать готовность к компромиссу и демонстрировать ложное дружелюбие по отношению к России.  

К сожалению, в борьбе за поддержку со стороны США она забыла, что развал СССР, сопровождавшийся разрушительными социально-экономическими последствиями, не завершился сам собой. Он был остановлен благодаря переходу (во многом вынужденному) правящих элит постсоветских государств от конфронтации к сотрудничеству. Теперь возникает опасность, что безответственные действия политиков вновь реанимируют эти процессы. Наивно рассчитывать, что Украина сможет остаться в стороне, и ее не коснутся межэтнические и межконфессиональные конфликты.

В нашей стране чрезвычайно сильны межрегиональные противоречия не только в экономической сфере, но и на уровне общественного сознания. Кроме того, нельзя забывать о том, что под грузом нерешенных социальных проблем постоянно ухудшается ситуация в Крыму. Единственный способ избежать противостояния и сохранить государственное единство — последовательная реализация воли большинства общества, установление на всей территории страны равенства с точки зрения социальных, юридических, политических и культурных прав личности, независимо от этнической принадлежности, вероисповедания и места проживания. Но, как мы видим, окружение президента не намерено проводить подобную политику. Более того, оно стремится, чтобы подобной возможности не было и у других политических сил. В результате создаются все условия для внешнего вмешательства в украинскую ситуацию, для использования Украины в геополитических планах других держав.

Уже сейчас очевидно, что
В.Ющенко намерен опираться на самые реакционные политические силы — украинских националистов и популистские объединения вроде БЮТ и “Самообороны”. На смену послушному проводнику американских интересов, в лице нынешнего украинского президента, к власти может прийти Ю.Тимошенко, которая рвется активно содействовать реализации американских планов, а поэтому готова идти по трупам украинского народа. К сожалению, если нынешний политический кризис не разрешится, украинско-российские отношения, вероятнее всего, будут разорваны, а государственная власть в нашей стране превратится в марионетку, которой управляют американцы.

Нынешний кризис может завершиться сговором наиболее крупных олигархических кланов, контролирующих украинскую экономику и заинтересованных в сохранении ее сырьевого характера. За возможность сотрудничать с мировыми финансовыми корпорациями и осуществлять экспорт в развитые капиталистические страны олигархические группировки легко могут расплатиться национальным суверенитетом. Возможность подобного сценария я предсказывал еще в 2004 году в своей книге “Украина после Кучмы”. Теперь я с печалью наблюдаю, как мои самые мрачные прогнозы становятся реальностью. 

Олигархические группировки, сговору между которыми препятствовали левые партии, могут поддержать антигосударственный переворот, отказаться от конституционной реформы и вернуть всю власть в одни руки. Вопрос здесь, конечно, не сводится к роспуску парламента или к судьбе отдельных политических партий. Речь сегодня идет о территориальной цело­стности Украины, о гражданском мире, о сохранении славянского единства.

К несчастью, этого не понимают многие украинские политики, даже те, кто на протяжении всей своей карьеры клянется народным благом и славянским братством. Посмотрите, с каким азартом партии, не вошедшие в Верховную Раду, независимо от своей идеологической позиции принялись готовиться к новым выборам. В их числе оказалась и Прогрессивная социалистическая партия Украины, объявившая о своей готовности самостоятельно пойти на досрочные парламентские выборы на съезде, прошедшем в минувшую субботу. В данном случае удивляет не столько предательство со стороны Натальи Витренко, сколько легкость, с которой она отреклась ради сомнительных политических выгод от декларируемых идеалов.

С легкой руки президента Ющенко в Украине утверждается политика двойных стандартов, когда под демократической оболочкой скрывается тенденция к узурпации власти, а под привлекательными лозунгами — стремление манипуляциями и обманом навязать украинскому обществу чуждую ему волю.

Пока еще не поздно остановить развитие политического фарса, запущенного окружением президента. У нас еще есть возможность не допустить его превращения в кровавую драму. Но для этого нам нужно твердо и последовательно защищать интересы общественного большинства, отстаивать национальные интересы и бороться за сохранение восточнославянского пространства. Только в этом случае мы можем избежать страшной опасности, нависшей над нашей страной.