№ 250 от 18 апреля 2007 г.

Церковные рейдеры против музеев

Девять месяцев на двери Катерининской церкви в Чернигове висят три огромных замка — от Киевского и Московского патриархатов и музея-заповедника «Чернигов древний» соответственно. Замки обмотаны колючей проволокой. Все это время храм находится в осаде двух церковных общин. Вокруг церкви — палатки.

Девять месяцев сотрудники музея — формальные хозяева комплекса не могут попасть в храм. Там протекает крыша
и гниет бесценная этнографическая экспозиция.

Власти «отморозились».

Церковники замерли в «молитвенном стоянии»...

 История храма

Еще во времена Киевской Руси, в ХII веке, на месте современной церкви стоял каменный храм. Это сооружение вспоминается в жизнеописании одного из польских святых как Катерининская церковь в Чернигове. За прошедшие столетия это строение не сохранилось, но археологи неоднократно фиксировали большое количество плинфы и целых каменных блоков. О Катерининской католической церкви в конце ХVІ века вспоминает и киевский бискуп Иосиф Хворощинский. Но в 1685 году здесь уже была деревянная церковь, которую впоследствии перестроили в каменный собор. Он и вошел в новейшую историю под названием Катерининская церковь.

Рядом с историей церкви существует множество легенд. Одна из них связана с казацким родом Лизогубов.

При царствовании Петра I в Седневе жил казацкий атаман Ефим Лизогуб. В свое время славный казак Ефим удачно посватался к дочери гетмана Петра Дорошенко. Зять вошел в казацкий истеблишмент, перебрался в Чернигов, где командовал полком. Особенно засверкала звезда Лизогубов  во время похода на Азов в 1696 году, когда Ефим Лизогуб командовал Черниговским казацким корпусом. За штурм Азова Лизогуб получил от Петра I не только крест, но и саблю, инкрустированную драгоценными камнями.

Вот и решил Ефим построить на свои средства каменную церковь, то ли в честь героического похода, то ли в честь своего казацкого рода.

Но участь Катерининской церкви выпала несчастливая. Старинный иконостас в конце ХІХ века сгорел. Во второй раз церковь горела в начале Второй мировой войны. Впоследствии здесь были и архив, и театральный склад...

Наконец в 1947-1951 годах состоялся первый этап реставрации, а в 1979-1980 — второй. И именно после второй реставрации встал вопрос о дальнейшей судьбе этого сооружения, где и обустроили музей...

Ныне Катерининская  церковь входит в состав Национального заповедника “Чернигов древний”, а помещение церкви арендует этнографический отдел исторического музея,  имеющий областное подчинение.

Вокруг церкви...

Но настоящий детектив начался после провозглашения независимости Украины.

5 апреля 1991 года вышло постановление Совета Министров УССР “О перечне памятников архитектуры, которые не подлежат передаче в постоянное пользование религиозными организациями”. В этот список попала и Катерининская церковь как жемчужина казацкого барокко в Чернигове. И хотя постановление выполнялось не всегда, оно было охранной грамотой от церковных атак.

Черные дни наступили после пресловутого постановления Кабинета министров Украины №137 от 14 февраля 2002 года “Об условиях передачи культовых зданий — выдающихся памятников архитектуры религиозным организациям”. Этим документом был отменен указанный список, изменен статус строения — из памятника архитектуры на банальное церковное имущество. С тех пор Катерининская церковь стала политическим алтарем.

Еще в 1990 году была зарегистрирована приходская община этой церкви, которая относит себя к Киевскому Патриархату. Она первой стала претендовать на помещение и в середине 90-х годов прибегла к силовому захвату церкви.

А в 1992 году произошел церковный раскол. До этого момента и так не совсем было понятно, кому же на самом деле принадлежат культовые сооружения. Во времена Российской империи православную церковь представлял Синод. В 1991 году в Украине действовала одна автономная Украинская Православная Церковь и две автокефальные. И каждая считала себя правопреемником всего церковного имущества, которое было до 1917 года.

Раскол УПЦ на две конфессии заострил этот конфликт. Людей и церкви начали втягивать  в грязный политический водоворот.

В 1997 году Московский Патриархат тоже подал свою заявку на это здание.

Следует сказать, что сотрудники музея толерантно относились ко всем конфессиям. В храме проводили богослужение и Московский Патриархат, и Киевский.

Свобода совести, или совесть религиозных организаций

В конечном итоге 5 апреля 2006 года глава областной администрации господин Лаврик издает распоряжение о передаче церкви религиозной общине Киевского Патриархата. Распоряжение издавалось на основании статьи Закона Украины “О свободе совести и религиозных организаций” от 23 апреля 1991 года.

В соответствии с Законом Украины “О музее и музейном деле” сотрудникам музея предлагают “переселиться” в бывший музей Тарновского. Там действует областная библиотека для юношества, которая, конечно, место не освободила (а куда, собственно, переезжать?).

Пока Киевский Патриархат планировал освящение храма и готовил к участию в церемонии мощи святой Варвары из Владимирского собора, “конкуренты” из Московского Патриархата тоже не дремали. Вместе с некоторыми политическими партиями они блокируют Катерининскую церковь и ставят палатки — традиционные атрибуты новейших бунтарей.

По просьбе правоохранительных органов в эти дни музей закрыли. Оказалось, навсегда... Больше никто из сотрудников музея туда не попал. Судьба экспонатов неизвестна...

Музейные колокола бьют тревогу

Преисполненный отчаянием и грустью, директор областного исторического музея им. В.Тарновского Сергей Лаевский сообщил:

— Ни на каких условиях мы в Катерининскую церковь не вернемся. Потому что уже знаем: закончится это тем, что в церковные праздники наша работа будет заблокирована.  Ныне распоряжение главы Черниговской облгосадминистрации о передаче храма отменено постановлением Хозяйственного суда Черниговской области, продолжается судебная тяжба, и рано или поздно суд определится. Но какому бы патриархату не передали Катерининскую церковь, другой останется недовольным.

В колокола тревоги уже бьют национальные заповедники — Киево-Печерская лавра и София Киевская. Выход один — пересмотреть перечень и четко, по крайней мере, определиться относительно тех храмовых сооружений, которые в ближайшем будущем ни при каких условиях не будут передаваться даже во временное пользование религиозным конфессиям!

Вместо послесловия. Такие рейдерские атаки продолжаются по всей Украине.

Церковь отделена от государства, но все действия и законы направлены именно в поддержку церкви и религии, а не на сохранение государственного культурного наследия.

Религиозные организации идут в наступление, а музеи проигрывают! Власти не замечают проблем музеев. Навсегда утрачиваются музейные ценности, которые являются государственной собственностью! И печальная история Катерининской церкви — яркий тому пример.

Издавна храмы строились на пожертвования. Деньги годами собирали всей общиной. Иногда зажиточные люди жертвовали большие суммы или финансировали строительство “под ключ” — тогда говорили, что храм построил такой-то. Например, при прямом финансовом участии украинского гетмана Ивана Мазепы были построены десятки (!) православных храмов. Причем, будучи человеком верующим и в то же время державным, он тратил на благотворительность исключительно собственные деньги!

Вспомним историю с возобновлением Михайловского Златоверхого собора в Киеве. Десятки (или сотни?) церквей по всей стране созданы на бюджетные деньги. Это десятки миллионов гривень! А сколько построено музеев за последние пятнадцать лет?

Что же вынуждает государственных мужей так пренебрегать своей историей?

Неужто “повышенная религиозность”?