№ 243 от 04 апреля 2007 г.

Тяжелая ночь Кабмина

Горячей оказалась ночь со второго на третье апреля не только для парламента, но и для правительства. Сразу после внеочередного заседания Верховной Рады правительство во главе с премьер-министром собралось к часу ночи 3 апреля на экстренное заседание. На повестке дня был единственный вопрос — о политической ситуации в стране в связи с подписанием президентом указа о досрочном прекращении полномочий ВР пятого созыва.

Заседание состоялось с участием прессы в открытом режиме и продолжалось больше часа. При этом необходимо заметить, что, к примеру, министр иностранных дел Арсений Яценюк высказался, что заседание надо проводить без участия представителей СМИ. Однако премьер не внял этому совету. Вероятно, министр не принял во внимание, что сегодня он уже не представитель президента в правительстве. А в нынешнем Кабмине, в отличие от президентского аппарата, гласности значительно больше. Наверное, поэтому из-под пера главы правительства пока и не появились документы, которые бы так откровенно игнорировали Конституцию страны, как это произошло с последним указом президента.

Премьер дал высказаться вице-премьерам и министрам, которые, прямо скажем, были немало взволнованы бурными событиями в стране, вызванными президентским указом. Что документ не соответствует Конституции, понимают все члены правительства. За исключением Яценюка и министра обороны Гриценко. Последний безоговорочно принимает это да и любые указания президента и прямо заявил, что выполнит любой приказ, который отдаст верховный главнокомандующий — Ющенко.

А между тем министры здравоохранения, труда и социальной политики, других ведомств недоумевали, как можно бросать в топку бессмысленных расходов свыше 400 млн грн, которые потребуются на досрочные выборы. Что, у нас некуда деньги девать? СПИД, туберкулез, протекающие крыши школ и больниц, нехватка лекарств и современного медицинского оборудования, другие социальные неурядицы — вот поле действий, где необходимо оперативное вмешательство власти. С первых дней инициированного оппозицией Майдана-2 у населения страны появились опасения, что могут возникнуть беспорядки. Министр Цушко сообщил, что сообщения о передислокации некоторых спецподразделений органов внутренних дел не более чем слухи. В то же время он дал понять: сил у милиции достаточно, чтобы предотвратить беспорядки. В связи с этим вызвал дискуссии один из пунктов правительственного постановления относительно дополнительных мер по охране атомных станций и других объектов, представляющих особую важность для жизнедеятельности страны. Резюме премьера: “Мы должны обеспечить работу всех предприятий государства, обеспечить их необходимыми ресурсами. Мы с вами несем ответственность за функционирование всего промышленно-хозяйственного комплекса государства”.

В ходе заседания было принято постановление о безотлагательных мерах Камина во исполнение постановления ВР о предотвращении действий, угрожающих конституционному порядку, общественному спокойствию и стабильности, и постановления ВР о политической ситуации в Украине в связи с объявлением президентом досрочного прекращения полномочий парламента. Правительственное постановление поддержали все члены Кабмина за исключением министра обороны Гриценко и министра иностранных дел Яценюка. В частности, они выступили против преамбулы к постановлению, где указ президента о досрочном прекращении полномочий ВР определяется как неконституционный. Кроме того, они не согласились с пунктом, который запрещает Минфину финансировать досрочные выборы. Со своей стороны, Николай Азаров отметил, что досрочные выборы не пред­усмотрены в бюджете, а значит, финансироваться не будут.

Между тем на неконституционность указа первыми обратила внимание фракция коммунистов в ВР. Народный депутат от фракции КПУ Алла Александровская заявила, что Конституцией Украины предусмотрены только три причины для роспуска парламента. Во-первых, если в течение одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций (такая коалиция давно сформирована и действует), во-вторых, если в течение шестидесяти дней после отставки правительства не сформирован персональный состав Кабмина (в отставку, как известно, правительство никто не отправлял) и, наконец, если в течение тридцати дней парламент не приступил к работе (ВР работу не прекращала). Таким образом, у президента нет никаких правовых оснований для роспуска парламента и объявления новых выборов. 

Следовательно, указ президента неконституционный и является не чем иным, как политической авантюрой, которая зашла слишком далеко. “Нас, коммунистов, не могут не волновать действия президента, который мешает Украине спокойно работать и развиваться”, — говорит Александровская. Между тем она напомнила, что коммунисты неоднократно предупреждали о готовящейся крупномасштабной политической провокации. А разразилась она после визита Тимошенко в США и Европу. “Думаю, лидер БЮТ там и получила “добро” на проведение этой политической авантюры, — считает А.Александровская. — После ее возвращения в Украину прозвучали радикальные призывы к президенту распустить парламент”.

“А так как указ президента выходит за рамки Конституции, парламент вправе обратиться в Конституционный Суд, который должен дать правовую оценку действиям президента, переступившего ту черту, когда его действия являются нелигитимными”. По мнению коммунистов, окружение президента им манипулирует. К необдуманным действиям его подталкивают такие ястребы, как Тимошенко, Луценко, Кириленко. Это те самые люди, которые уже были у власти и показали на практике, что не умеют управлять государством.