№ 238 от 27 марта 2007 г.

«Музыкальная» история

Казалось бы, чего проще — купить в магазине хороший баян. Однако нередко это радостное, на первый взгляд, событие оборачивается... катастрофой. И не только для учеников музыкальных школ. В числе жертв “баянной проблемы” оказались студенты музучилищ и консерваторий, их именитые педагоги, заслуженные и даже народные артисты...

«Не возьмете сейчас, завтра пожалеете»

Сразу скажу: инструменты в магазинах есть. Правда, не во всех и не в таком ассортименте, как прежде. Но кое-что отыскать можно. Исколесив столицу в поисках приличного баяна, я очутился в Доме музыки, что на Красноармейской улице. Искомого товара здесь было больше, чем в других киевских “шопах”. На стеллажах и прилавках разместились скрипки, гитары, валторны, электронные “Ямахи”, ударные установки, пианино и балалайки. Было здесь и несколько баянов. Ну а на вопрос, часто ли покупают их в магазине, продавец произнес неопределенное:

— Спрашивают...

Странно... Раньше это был  ходовой товар. Неужели теперь баян никому не нужен? Продолжаю разговор, и тут же  выясняется одна из причин “прохладного” отношения к инструменту:

— Сколько стоят “ваши” баяны?

— От 1400 до 12000 гривень... Дороговато, конечно. Однако послушайте совет: берите. Скоро и таких не будет.

— Это почему?

— Фабрика в Житомире останавливается. Распродает, что на складе осталось. Не возьмете сейчас, завтра пожалеете. Можете вообще без инструмента остаться...

Исчезнувшая фабрика

Озадаченный такими обстоятельствами, я решил выяснить степень опасности. Что в действительности происходит в Житомире? Поиск в Интернете ничего не дал. Справочные сайты ничего о фабрике “не знали”. По части “выпиваем и закусываем” все в областном центре было в порядке. На полную мощность работал Житомирский ликероводочный завод. Набирали обороты торгово-закупочные предприятия продовольственного профиля. Выпускали продукцию комбинат силикатных изделий и завод по обработке природного камня. Функционировала даже фабрика одежды для... животных. А вот производства музыкальных инструментов среди шести десятков житомирских предприятий не было.

Неужели продавец прав и знаменитая фабрика приказала долго жить? Звоню в горсовет, в управление промышленности. Прошу рассказать о судьбе предприятия. Судя по ответу, в управлении мало что знали об этом. Однако любезно дали телефон предприятия, которое “вроде бы относится к музыке”. 

Проходит еще несколько минут и подтверждается худшее: фабрики, выпускавшей превосходные баяны, действительно нет. На ее базе, точнее, на крохотной территории, которую оставили “культуре” те, кто выкупил большинство акций гибнущего предприятия, расположилось ООО “Старт”. Оно единственное и сохранило “музыкальное” направление в работе.

— Из-за финансовых проблем у нас нет возможности организовать массовое производство баянов. Все, на что мы способны, — это разовые акции, — сказали мне специалисты “Старта”. — Делаем иногда инструменты для ансамблей. Недавно выполнили один “консерваторский” заказ. Стараемся сохранить мастеров, настройщиков. Ведь это все особенные люди. Но не всегда получается...

Если добавить сюда еще одну проблему — нехватку (из-за высокой стоимости) материалов и деталей, необходимых для изготовления инструментов, — станет ясно, почему их качество не всегда устраивает музыкантов. Так высветился еще один пласт “баянной проблемы”. Как справляется со всем этим тот, кто должен каждый день брать в руки баян?

Баяны
для «Київпалива»

Прокомментировать ситуацию я попросил директора одной из лучших в Украине детской музыкальной школы имени Д.Кабалевского заслуженного работника культуры Валерия Троценко. Его комментарий дал возможность увидеть ситуацию еще шире.

— Не так давно мы с коллегами обсуждали творческие моменты. И многое из того, о чем говорили, упиралось в “баянную проблему”. Ситуация выглядит катастрофической. Судя по тому, что происходит, можно сделать один вывод: государство не нуждается в культуре. На нее не обращают внимания. В результате закрываются мощные, с большими традициями и опытом специализированные предприятия.  А профессионалы не могут приобрести инструмент хорошего качества. Складываются дикие, абсолютно не мыслимые для европейского государства обстоятельства. Музыкантам не хватает инструментов. Высокая их стоимость (баяны, на которых должны играть профессионалы, стоят не менее 30-35 тысяч гривень) привела к тому, что мы вынуждены “добивать” старье. Главное управление культуры КГГА сделало нам как-то подарок — закупило несколько баянов по 2 тысячи гривень. Однако услуга эта оказалась “медвежьей”. Подаренные баяны годились только для того, чтобы пополнить запасы “Київпалива”. Такая же ситуация и с пианино. В магазинах вы не найдете сейчас хорошего инструмента. Был случай, когда нам предлагали пианино, сделанное из мокрых досок. Представляете, какую музыку можно извлечь из этого чудовища?

— “Баянная проблема” сказывается и на учебном процессе. Кто из учеников способен приобрести инструмент за 35 тысяч гривень? — продолжает Валерий Николаевич. — Нормальных инструментов уже нет и в консерваториях, у многих лауреатов, победителей международных конкурсов. Да что там говорить об инструментах! “Плевое”, как писал поэт, и отношение к этим людям. Я не имею ничего против спортсменов. Но, право же, обидно, когда чемпион от спортплощадки и призы в валюте получает, и квартиру в Киеве. А победителей высших музыкальных конкурсов (среди них немало наших выпускников) в упор не замечают! Стоит ли удивляться, что даже ученики школы имени Кабалевского (есть такие случаи) бросают баян и начинают заниматься совсем другим делом. А те, у кого хватило характера и верности музыке, играют сегодня в Голландии, Италии, Франции, Германии, зарабатывая на площадях и улицах Амстердама, Рима, Парижа и Берлина гораздо больше, чем у себя на родине в концертных залах...

Вот такая получилась “музыкальная” история. Судя по всему, спеть веселую песню под новый и хороший баян моим гостям придется, увы, не скоро. Ну, это полбеды. Беда, да еще какая, зреет в стране, где днем с огнем не сыщем скоро ни юных дарований, ни уважаемых мастеров.