№ 234 от 20 марта 2007 г.

Экономика вместо популизма

На прошлой неделе депутаты Верховной Рады рассмот­рели законопроект “О внесении изменений и дополнений к Закону Украины “О жилищно-коммунальных услугах”. Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве давно имеет все признаки системного кризиса. Сейчас это приносит пользу оппозиции, которая раскручивает свои пиар-акции на больном вопросе, набирая баллы у потенциальных избирателей. Ведь нынешнее состояние жилищно-коммунального хозяйства неудовлетворительно до такой степени, что уже представляет реальную угрозу национальной безопасности государства. И проблемы этого запущенного хозяйства накапливались годами.

Вынося на обсуждение парламентариев свой вариант законопроекта, депутат фракции Партии регионов Ярослав Сухой отметил, что пора перейти от политических спекуляций вокруг проблем ЖКХ к реальным делам и установить эффективное ценообразование на жилищно-коммунальные услуги. Надо перевести проблему из рамок политических спекуляций в экономическую плоскость.

Согласно пояснительной записке, более 20% котлов, принадлежащих предприятиям коммунальной теплоэнергетики, используются более 20 лет, 38% котлов — устаревшие и малоэффективные, 29,2% тепловых пунктов находятся в аварийном состоянии, 25% водопроводных очистных сооружений и 20% насосных станций водопроводно-канализационной системы отработали нормативный срок амортизации.

Предложенный законопроект предусматривает, что нормативы базисных издержек на централизованные поставки холодной и горячей воды и централизованное отопление будут устанавливаться на государственном уровне Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства. На региональном уровне органы местной власти будут утверждать цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги с учетом нормативов базовых издержек и предложений исполнителей-производителей. При этом региональные тарифы не должны превышать базовый уровень более чем на 50%.

Кроме того, в законопроекте предлагается: если оплата за жилищно-коммунальные услуги превышает 20% денежного дохода — для всех граждан и 15% — там, где среди проживающих лиц есть дети, инвалиды, нетрудоспособные граждане, предусмотреть субсидии в виде 15% среднемесячного совокупного дохода.

Рабочей группой, разрабатывавшей законопроект 3069, предусмотрено положение о том, что органы местного самоуправления будут утверждать цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги только при условии получения соответствующего вывода центрального органа исполнительной власти, определенного Кабинетом министров Украины относительно экономического обоснования расчетов.

Принимая участие в обсуждении законопроекта, депутаты подчеркивали, что за годы независимости нынешнее правительство первым стало системно заниматься вопросами жилищно-коммунальных услуг.

Впервые в Государственном бюджете на 2007 год заложено около трех миллиардов гривень на реформирование жилищно-коммунальной сферы. Говорилось о необходимости создавать  условия для экономического стимулирования субъектов хозяйствования для повышения эффективности работы путем внесения изменений в налоговое законодательство. Привлекать финансово-банковские учреждения к кредитованию энергосберегающих технологий. Ввести обязательную статистическую отчетность за использование энергоресурсов и внедрение обязательного технического аудита на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства.

Анализируя ситуацию, возникшую в связи с ажиотажем вокруг необоснованно поднятых тарифов, член фракции коммунистов Петр Цыбенко отметил, что ему, как главе Комитета по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов, горько сознавать, что жизненно важная проблема превратилась в разменную карту в политической борьбе. И сделано это благодаря “усилиям” фракции БЮТ. В изначальном варианте проекта закона для малообеспеченных категорий граждан устанавливалась максимальная планка совокупного дохода при оплате за жилищно-коммунальные услуги не менее 20%. Таким образом, предусматривался порог, после которого граждане имели право на получение денежной компенсации. Когда фракция коммунистов начала настаивать на пороге в 10%, Кабмин принял постановление о 15%. Тогда БЮТ спохватился и, чтобы понравиться людям еще больше, снизил планку до 12%. Все это не более чем пиар-акция.

Еще один представитель фракции коммунистов, Екатерина Самойлик, обратила внимание на необходимость при рассмотрении данного законопроекта во втором чтении   внимательно отнестись к изменениям цены на отечественные нефть и газ. Надо постараться вернуть их к разумным пределам, снизив, таким образом, себестоимость тарифов в коммунальной сфере.

Оценивая альтернативный законопроект, предложенный фракцией БЮТ, депутаты указывали на его популистский характер. Если буквально — это не документ, а игра на публику. Причем красной нитью в нем проходит идея переложить ответственность на Кабинет министров. Не менее абсурдным выглядит и предложение тимошенковцев привязывать тарифы не к стоимости энергоносителей, а к средней заработной плате.

Тем не менее некоторые позитивные моменты из проекта БЮТ заслуживают внимания и будут внесены в предложенный коалицией документ. Одобренный большинством голосов, он принят в первом чтении.