№ 232 от 15 марта 2007 г.

Красный свет — хамству

В корпункт газеты поступает немало жалоб на низкую культуру обслуживания пассажиров и даже на откровенное хамство водителей рейсовых автобусов.

Все заявления были переданы властям. О принятых мерах рассказывает заместитель начальника Главного управления промышленности, транспорта и связи Харьковской облгосадминистрации Александр Шептура.

— Качество обслуживания и безопасность пассажирских перевозок в некоторых транспортных фирмах неудовлетворительны, — сказал Александр Николаевич. — И об этом говорили на недавнем совещании, где рассматривались итоги работы в прошлом году.

Автотранспорт области перевозил каждого пятого пассажира. Были открыты 12 пригородных и три междугородных внутри­областных автобусных маршрутов, возобновлена работа семи пригородных. Автобусный парк обновлен на 12,9%.

Острой критике было подвергнуто Харьковское АТП-16330, куда поступило 48 заявлений и жалоб. Почти половина из них вызвана отказом водителей бесплатно перевозить льготников.

Участились подобные нарушения на маршрутах Чугуевского и Краснокутского районов.

— Мы не мирились, и не будем мириться с этим, — отметил Александр Шептура. — Пассажирам, имеющим льготы, положен бесплатный проезд. И мы включили в договора с компаниями пункт о перевозке ими граждан льготных категорий, согласно законодательству. За невыполнение — расторжение договора.

Именно поэтому в прошлом году в одностороннем порядке четырем автоперевозчикам были аннулированы заказы на перевозку пассажиров на пяти автобусных маршрутах, в том числе и за систематическое невыполнение расписаний движения и постоянные нарушения схемы движения. По другим нарушениям даны соответствующие предписания.

На совещании договорились о том, что, в случае более двух обоснованных жалоб, договоры с автоперевозчиком будут расторгнуты. Никого воспитывать и уговаривать не будут. Для водителей существуют одни правила игры. Они называются “Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта”. Их выполнение, а также обновление подвижного состава являются незыблемым условием работы на рынке услуг. А выбирать в области есть из кого. На 771-м автобусном маршруте пассажиров возят 282 перевозчика.

Относительно письма в редакцию жителя Змиева — инвалида Великой Отечественной войны, которому водитель в грубой форме отказал в бесплатном проезде. Главное управление, проверив сигнал, направило Змиевскому АТП-16343 предписание с предупреждением о разрыве договора в одностороннем порядке, в случае повторения подобного. Водителю Абрамову объявлен выговор с переводом на нижеоплачиваемую работу, не связанную с обслуживанием пассажиров.

— Транспортники оправдывают свое нежелание возить льготников неполной компенсацией затрат, — говорю Александру Николаевичу.

— Да, здесь есть проблемы. Субвенция из Госбюджета на 2007 год, составляющая 8 грн 55 коп. на одного льготника в год, возмещает потери только на пятую часть. Она компенсирует недостачу только на тех пригородных и городских маршрутах, которые действуют в обычном режиме движения. Если автобус едет как маршрутное такси или экспресс, то автоперевозчик устанавливает тариф самостоятельно. В Законе Украины “Об автомобильном транспорте”, действовавшем до
7 апреля 2006 года, перевозки людей маршрутками рассматривались как дополнительные виды с обязательным предоставлением мест для сидения. В новой же редакции такие ограничения сняты. Сегодня работа маршрутных такси — это также основной вид перевозок с посадкой пассажиров до полной вместимости.

Почти на всех пригородных и городских маршрутах автобусы работают как маршрутные такси. Но это ни в коем случае не ограничивает бесплатный проезд льготных категорий граждан. Грубым нарушением действующего законодательства являются введенные отдельными транспортными фирмами ограничения как по категориям и количеству пассажиров-льготников, так и по маркам автобусов. Микроавтобус — тот же автобус, только малой вместимости, и закон относительно льготников распространяется и на него.

— Пассажиры жалуются, что  водители пренебрегают мерами безопасности. Говорят, что теперь даже побаиваются ездить, поскольку увеличилось число ДТП.

— К сожалению, боязнь небезосновательна. В прошлом году на маршрутах общего пользования произошло 31 ДТП, вследствие чего шесть человек погибли и 96 травмированы. Хотя количество аварий снизилось на 16%, число раненых выросло почти в два раза. По вине водителей автобусов произошло пять ДТП, два пассажира погибли и 32 травмированы.

Несоблюдение правил безопасности мы рассматриваем как чрезвычайное событие со всеми вытекающими последствиями. Так, расторгнут договор с частным предпринимателем Цурковым на обслуживание шести пригородных маршрутов Лозовского района. Главная государственная инспекция на автомобильном транспорте лишила его лицензии.