№ 232 от 15 марта 2007 г.

Король рынка

Кто такие потребители? Все, кто потребляет товары, кому предоставляются услуги и кто платит за них. Потребитель — главная фигура рыночных отношений. Представьте, что он исчез. Никто ничего не покупает, не заказывает услуги, не пользуется городским транспортом. Оказываются ненужными другие фигуранты этих взаимоотношений: производитель и продавец. Так что потребитель — король рынка!

Судя по данным, публикующимся в газетах, именно этот-то король и испытывает самое большое нарушение своих прав.

Закон Украины “О защите прав потребителя” регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями, продавцами, исполнителями, определяет права первых, а также механизм и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

Рассмотрим ряд ситуаций. Если вы купили товар ненадлежащего качества и обнаружили недостатки на протяжении гарантийного срока, то имеете право требовать:

— снижения цены;

— бесплатного устранения недостатка (ремонт);

— компенсации собственных затрат на ремонт.

Допустим, в течение гарантийного срока вы обнаружили существенные недостатки, возникшие по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификацию товара, которая подтверждена экспертизой. Тогда вы можете требовать по своему выбору:

— разрыва договора и возвращения уплаченной за товар суммы;

— замены товара на такой же или аналогичный (из имеющихся у продавца или производителя товаров).

Термин “недостаток” означает любое несоответствие товара требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, условиям договора или требованиям, предъявляемым к товару, а также информации о продукции.

“Существенный недостаток” — это изъян, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его назначением, и который возник по вине производителя (продавца, исполнителя). А после его устранения проявляется снова по не зависящим от покупателя причинам и при этом имеет хотя бы один из приведенных ниже признаков:

— недостаток вообще не может быть устранен;

— его устранение требует более 14 календарных дней;

— он делает товар существенно другим, чем предусматривалось договором.

Продавец обязан принять непригодный товар. На время его ремонта покупателю, по его письменному заявлению, предоставляется (с доставкой) товар аналогичной марки. Для этого продавец или изготовитель обязан иметь обменный фонд товаров. Его перечень определен Кабинетом министров Украины.

По закону срок ремонта — 14 календарных дней. А если товар ремонтируется месяц и больше? За каждый просроченный день потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента от стоимости товара.

Такие же права есть у покупателя, если ему задерживают выдачу товара из обменного фонда. Причем гарантийный срок продлевается на то время, пока товар находится в ремонте.

Покупая что-либо, не забудьте взять товарный или кассовый чек, без которых отстаивание ваших прав будет невозможным. Претензии рассматриваются только после предъявления чеков. А для товара, на который установлен гарантийный срок, надо предъявить технический паспорт или другой документ, его заменяющий, и обязательно с датой продажи.

Если вы приобрели продукцию, на которую гарантийный срок не установлен, и обнаружили недостатки, то имеете право предъявить претензии продавцу (изготовителю) на протяжении двух лет со дня покупки.

Действия в случае нарушения ваших прав должны быть следующими:

1. Можно устно обратиться к продавцу, мотивируя свои претензии.

2. Обратиться письменно к руководству структуры, продававшей товар.

3. Направить письмо в органы государственной власти, защищающие права потребителей.

4. Призвать на помощь общественные организации.

5. Собрав копии заявлений, претензий, актов, чеков, справок и так далее, подать исковое заявление в суд.