№ 223 от 23 февраля 2007 г.

Куда, бабуся, лезешь?

Кончилась пенсионерская лафа — ездить в маршрутках бесплатно. «Пусть идут на троллейбус или трамвай!» — решили в некоторых городах местные власти, кивая на то, что, мол, в Законе о бюджете льготников вообще не указали. В результате в ожесточенной борьбе сталкиваются две категории населения: автоперевозчики и пассажиры.

 Николаев

ПЕНСИОНЕРОВ города вычеркнули из списка льготников. Остались участники боевых действий и инвалиды войны. И перевозчики проявили достойную удивления законопослушность. Они согласны без денег возить только их.

Большинство пожилых людей и инвалидов предпочитают городской электротранспорт. Но маршруткой, признаются они, ездить удобнее. Однако теперь им туда — ни ногой! А если и зашел в авто, то предлагают посреди дороги выйти. Иные водители просто выталки­вают людей вон. Говорят, что возить льготников невыгодно. Владелец требует выручку. Так
возникают транспортные войны, накаляется обстановка в обществе.

— Я что, выехал катать их или сам катаюсь? — заявил водитель одной маршрутки. — Почему льготники не пойдут на рынок и тоже не попросят бесплатно мяса, картошки? Там нельзя, а у нас можно?

Харьков

“Куда, бабуся, лезешь? У нас лимит льготников кончился”. Такие слова слышат старики и старушки.

В департаменте транспорта и связи Харьковского горсовета говорят, что они не составляют список льготных категорий граждан. Этим занимается государство. В маршрутках должны возить льготников по тем же законам, что и в остальных видах транспорта. Официально ограничений нет. А неофициально  есть. В маршрутках слишком мало посадочных мест, и перевозчики вынуждены устанавливать лимит. Руководители департамента за то, чтобы по соответствующим удостоверениям перевозили всех, кто их имеет. Льготников в городе не так уж много, чтобы они делали проблему. Если на один рейс они и набираются, то на другом их может не быть.

Компенсировать затраты частников на обслуживание льготных пассажиров должно государство. Реально же это касается только маршрутов общего пользования. И законного способа урегулирования проблемы пока нет.

Мелитополь

Пенсионеры, уставшие терпеть унижения со стороны маршрутчиков, эмоционально выплескивали свои возмущения в адрес представителей исполкома на пленуме городского Совета ветеранов войны и труда. А те ругали несговорчивых перевозчиков, пообещали завезти в город “Богданы” и тогда ветераны не будут платить за проезд.

Предполагается возобновить работу автопарка на базе КП “Автоколонна №3”. Решение принято депутатами горсовета еще прошлого созыва. Сейчас уже готовы все разрешительные документы и лицензия. На рынке пассажироперевозок до сих пор не было конкуренции. Теперь хотят создать здоровую конкурентную среду.

Что касается обещаний относительно бесплатного проезда граждан льготных категорий, то госдотаций на это не хватает. Поэтому предполагают включить в действие механизм “социальные обязательства предпринимателя”. Часть денег компенсирует государство, часть — частные перевозчики.

Винница

Здесь льготников всех категорий, следующих по маршруту между Старым городом и центром, маршрутки перевозят бесплатно. До апреля горисполком проводит такой эксперимент, чтобы посмотреть, сколько потребуется денег.

Но радужных надежд в Управлении транспорта и связи Винницкого горисполкома нет. Никто из перевозчиков не захочет работать в убыток. Наилучшее решение — адресная помощь льготникам. Тем более что многие льготные удостоверения, как утверждают знающие люди, фальшивые.

Каменец-Подольский

А тут все пенсионеры, инвалиды и многодетные матери пользуются маршрутками бесплатно. Идея принадлежит местным властям, которые разработали новую методику льготных перевозок.

Они постановили, что все льготники — а их 24 тысячи человек — могут не оплачивать свой проезд. Но во избежание пиковых нагрузок на транспорт льготы действуют только с 10.00 до 16.00 часов. Возмещают убытки перевозчикам из государственного бюджета.

Александр Мазурчак, городской голова, объяснил:

— На год нам выделяют 1300 тысяч грн на эти цели. Мы делим их на 12 месяцев. Затем сумма распределяется между маршрутками в зависимости от количества мест в каждой. Ежемесячно водители дают отчет о том, сколько наездили.

Бюджетных денег не хватает, чтобы полностью покрыть расходы. Поэтому чиновники требуют, чтобы каждый водитель подписал договор. Среди последних есть недовольные. Но большинство относится с пониманием к решению мэрии: “Мы теряем много — до трети того, что зарабатываем. Но знаем, что бюджет города маленький, и считаем такое решение, направленное на благо малоимущих, правильным”.

В городе, где каждый четвертый житель — льготник, новацию воспринимают по-разному. Пенсионеры по-прежнему жалуются, что не каждая маршрутка их везет. Чтобы не допустить конфликтов, перевозчиков постоянно контролирует депутатская комиссия и транспортная служба горисполкома. Жалобы рассматривают с выездом на место. Местные власти уверяют, что заставят всех водителей выполнять новые правила.

 КСТАТИ. Когда власти бездействуют, то тем самым провоцируют конфликты между людьми. Иногда доходит до рукопашной. Читатели, наверное, помнят сообщение, прошедшее по телеканалам, как в октябре прошлого года в Луганске водитель маршрутки избил женщину-льготницу, которая ехала с шестилетней больной дочкой в центр ранней реабилитации детей-инвалидов “Возрождение”. Каменнобродский районный суд Луганска уже трижды рассматривал иск 30-летней матери-одиночки Светланы Ефремовой. Но решение не принято. Представители фирмы-перевозчика настаивают на том, что никакой драки в автобусе не было. Однако люди говорят, что водителя таки уволили с работы.

Неужели нельзя снизить этот накал страстей? Многим и так нелегко живется. Зачем же еще и в транспорте тратить последние силы и нервы.