№ 221 от 21 февраля 2007 г.

Заплатите за канализацию и... представительские расходы

Наши читатели часто обращаются в редакцию с просьбами рассказать, какими расчетами пользуются чиновники, “создавая” неподъемные для простых людей тарифы. Как выяснилось, все очень просто: в стоимость услуг ЖКХ зачастую включаются расходы... на покупку ценных бумаг, аренду автомобилей и многие другие “экзотические” виды деятельности.

Перейдем сразу к фактам. Ужгородское производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства в свою смету расходов заложило представительские расходы. Зачем понадобилась ассенизаторам такая экзотическая статья? Генпрокуратура Украины пыталась получить ответ на этот вопрос, но тщетно. Зато жители, которых обслуживает это предприятие, наверняка сразу увидели эту финансовую добавку в своих квитанциях, присланных жэками.

Не откажешь в фантазии и руководителям жилищно-коммунальной сферы в других регионах. Скажем, в Одесской области в тарифы необоснованно включили безнадежную задолженность предприятий, в Запорожской — средства на ремонт автомобилей, которые не находятся на балансе жилкоммунпредприятий. На Кировоградщине к жилкоммунуслугам отнесли аренду автомобиля для частного предпринимателя стоимостью 5 тыс. грн в месяц. В “Одессаоблэнерго” не мелочились и 43 млн грн, предназначенные на приобретение инвестиционных программ, потратили на приобретение ценных бумаг. А ведь эти средства можно было бы пустить на новое оборудование для теплосетей, поскольку старое изношено.

О тарифах на воду вообще разговор особый. Так, водоканал в Черновцах за счет жителей решил улучшить свое социально-культурное обеспечение, приплюсовав к тарифам “каких-то” 0,5 млн грн. Втридорога продавали питьевую воду во Львове, добывая ее без лицензии. В Херсоне, не долго думая, завысили размеры не только на воду, но заодно и на использования тепла, электроэнергии. Это касается и Днепропетровской области, где тарифы подскочили вдвое.

“Творчески” к делу подошли в Коломые Ивано-Франковской области, где расходы на тепловую энергию за 2004-2005 годы включили в тарифы 2006 года. Спрашивается, зачем? Политика здесь замешана, поясняют в Кабмине. Смотрите, мол, какое плохое правительство, сформированное Антикризисной коа­лицией, только на словах защищает простых людей, а на самом деле обдирает их как липку. Между тем, согласно законодательству, ни Кабмин, ни парламент не формируют тарифы на ЖКХ — это право за местными властями. И тут нелишне заметить, что  тарифы в несколько раз были завышены и в тех регионах, где большинство представляют “оранжевые” силы.

О Киеве разговор особый. Наша газета уже сообщала, что распоряжением столичного мэра Леонида Черновецкого было предусмотрено пополнить городской бюджет на 2,5 млрд грн за счет повышения тарифов в 3,4 раза. Но протесты киевлян, в которых принимали активное участие коммунисты, заставили градоначальника отступить, снизив планку предполагаемой выручки до миллиарда с хвостиком. Любопытно, но резервы для расходов мэрия сразу же изыскала за счет поступлений от аренды коммунального имущества, тарифов для банков, казино, больших магазинов, а также других богатых учреждений. Так, может, с этого бы и надо было начинать?

А почему же, спрашивается, так долго отмалчивалось правительство? Неужели там не видели, что творится с ценами на услуги ЖКХ? И только теперь решились против тарифных нарушителей и власть употребить. Премьер пообещал, что на ближайшем заседании Кабмина будет дана достойная оценка “героям” тарифной эпопеи, спровоцировавшим народный гнев. “Мы не допустим, чтобы нечистые на руку дельцы наживались, искусственно завышая тарифы на жилищно-коммунальные услуги”, — заявил он. И пообещал, что повышение тарифов будет проходить “только после предварительной экспертизы ценовых инспекций, инициированных правительством”.

Судя по всему, хлопот у этих комиссий будет немало. Ведь по данным Госинспекции по контролю за ценами, 40% тарифов на услуги ЖКХ являются экономически не обоснованными. Эти нарушения уже потянули на 44 млн грн. Зам. генпрокурора Татьяна Корнякова отмечает, что, вопреки требованиям Закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах”, практически во всех регионах потребителей за 30 дней не уведомили об изменении платы за жилком­-мун­услуги, не пояснили причины этих изменений.

На днях, коснувшись тарифной темы, первый вице-спикер Адам Мартынюк, в частности, напомнил, что на прошлой пленарной неделе парламент направил на доработку в профильный комитет законопроект, касающийся цен и тарифов в ЖКХ. Он не исключил, что в случае, если этот документ будет готов, парламент сразу же его рассмотрит.