№ 213 от 07 февраля 2007 г.

У ЦИК начались проблемы

Счетная палата Украины осуществила очередной аудит использования Центральной избирательной комиссией средств государственного бюджета в 2005-2006 годах. Результаты неутешительны.

Общая сумма бюджетных назначений, утвержденных для ЦИК, в этом бюджете составляла 990 миллионов гривень. Из них на  выборы народных депутатов Украины направлено 631,2 миллиона гривень, обеспечение деятельности комиссии — 66,2 миллиона гривень.

Государственные средства — не собственные

Подробный анализ результатов аудита свидетельствует, что ЦИК, как главный распорядитель средств, вопреки статье 35 Бюджетного кодекса Украины, не смогла обоснованно спланировать расходы государственного бюджета на обеспечение деятельности комиссии и выборы народных депутатов Украины, а также не наладила эффективное управление выделенными средствами. Это привело к завышению бюджетных назначений на выборы народных депутатов на 166,6 миллиона гривень, обеспечение деятельности комиссии — на 27,9 миллиона гривень и долгосрочному отвлечению средств государственного бюджета вместо направления их на первоочередные потребности государства. На длительное время в “воздухе зависло” 123,1 миллиона гривень, возвращенных в госбюджет лишь в конце года.

Как отмечают аудиторы Счетной палаты, неэффективно использовано 32,1 миллиона гривень, не по целевому назначению — 4,1 миллиона гривень, дополнительные расходы госбюджета составили 4,6 миллиона гривень.

Из-за формального реагирования руководства ЦИК на заключения коллегии Счетной палаты и непринятия надлежащих мер по устранению причин нарушений, обнаруженных предыдущими проверками Счетной палаты, часть из них приобрела постоянный характер. В частности, постоянно завышались потребности в средствах на выборы и содержание комиссии, нарушалось действующее законодательство по оплате труда, направление средств, выделенных на  выборы, модернизацию и развитие Единой информационно-аналитической системы  “Выборы”. В то же время нарушались требования статьи 22 Бюджетного кодекса Украины в части обеспечения внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств распорядителями более низкого уровня.

Таким образом, на протяжении избирательного процесса на счету комиссии образовались значительные нераспределенные резервы. В ноябре 2006 года неиспользованный остаток этих средств составлял 115,2 миллиона гривень. Следовательно, необходимости в дополнительном финансировании не было.

Завышенные потребности

При утверждении смет ок­ружных избирательных комиссий ЦИК нарушила требования действующего бюджетного законодательства в части определения объективной потребности в бюджетных средствах. В расчеты брались завышенные показатели количества участков и численности избирателей, а наличие избирательных участков с численностью избирателей до 50 человек вообще не учитывалось. Хотя на время утверждения смет окружных избирательных комиссий в феврале 2006 года ЦИК уже имела уточненные списки избирателей и количество созданных избирательных участков.

Например, на избирательном участке №82 (окружная избирательная комиссия №141, Одесская область, г. Измаил) в списки избирателей включены два человека, а бюджетных средств выделено на 18 членов комиссии и одного привлеченного технического работника. Штатные расписания избирательных комиссий утверждались после принятия смет, а по отдельным из них даже после выборов или вообще не составлялись. При этом в ЦИК  отсутствовала информация относительно численности членов избирательных комиссий и привлеченных работников, не расшифровывались показатели фонда оплаты труда, что препятствовало проверке правильности определения объемов расходов. Остаток нераспределенных средств на счету комиссии в среднем составлял 82,9 миллиона гривень.

Перераспределение и выделение для ОИК дополнительных ассигнований осуществлялись без учета данных ежедекадного мониторинга расходования средств этими комиссиями, осуществление которого предусмотрено собственным постановлением ЦИК. В частности, по вышеупомянутой окружной избирательной комиссии №141 объем ассигнований 23 марта 2006 года был увеличен до 106,6 миллиона гривень, а после завершения избирательного процесса в ЦИК возвращено 496,4 тысячи гривень (в 4,7 раза больше дополнительно выделенных ассигнований). Показательно, что бюджетные ассигнования на оплату услуг связи окружными избирательными комиссиями освоены лишь на 9,6 процента, на аренду — 12,5 процента, оплату коммунальных услуг — 36,6 процента. Остатки не использованных этими комиссиями средств более чем в два раза превысили объемы дополнительно выделенных 23 марта 2006 года ассигнований.

Необоснованные надбавки

В течение последних лет постоянный характер обрели завышения комиссией расходов на оплату труда и нарушения действующего законодательства при их использовании. Это позволило насчитывать работникам ЦИК заработную плату в размерах, которые значительно превышают заработную плату соответствующих категорий работников других органов государственной власти. При росте в 2006 году по сравнению с 2003 годом штатной численности работников секретариата комиссии в 2,5 раза, объем расходов на оплату труда возрос в 7,7 раза.

Аудиторы выяснили, что структурные подразделения секретариата ЦИК длительное время не укомплектовывались. Постоянное наличие вакантных должностей свидетельствует о завышении штатной численности и потребностей в средствах госбюджета на оплату труда. Если в 2004 году каждая третья должность в штате секретариата была вакантной, то в 2005-2006 годах такой была почти каждая вторая должность. При включении в штатные расписания численности работников региональных представительств ЦИК, с соответствующим увеличением оплаты труда, на протяжении двух с половиной лет эти должности так и не были созданы.

Из-за необоснованного планирования ЦИК и Минфином фонда оплаты труда завышение расходов на оплату труда в 2005 году составляло 4 миллиона гривень, в 2006 — 3,3 миллиона. Это создало условия для увеличения объема средств, направленных на премирование, осуществление незапланированных расходов на оплату труда во внеурочное время и выходные дни в сумме 2,4 миллиона гривень, незаконной выплаты надбавок членам комиссии и работникам секретариата в 2004-2005 годах на сумму 2,1 миллиона гривень.

В течение января-марта 2006 года работникам секретариата начислялись ежемесячные премии в размере от 130 до 220 процентов месячного заработка. В апреле прошлого года членам ЦИК, кроме ежемесячной премии, начислены одноразовые премии в размере 150 процентов среднемесячной заработной платы на общую сумму 417,3 тысячи гривень.

С наличием значительной эко­номии фонда оплаты труда компенсация за работу в выходные дни в основном осуществлялась наличными. Это повлекло в 2005 году незапланированные расходы бюджетных средств в сумме 327 тысяч гривень, за январь-апрель 2006 года — 881,2 тысячи гривень, из которых непосредственно членам ЦИК выплачено 225 тысяч гривень. Кроме этого, членам комиссии и некоторым работникам секретариата выплачивались премии за выполнение значительного объема работ во внеурочное время и в выходные дни, на что в 2005 году израсходовано почти 1,2 миллиона гривень.

Расходы — в доходы

В нарушение требований статьи 8 Закона Украины “Об оплате труда” и статьи 33 Закона Украины “О государственной службе”, которыми определено, что условия оплаты труда работников учреждений и организаций,  финансирующихся из бюджетов, размеры должностных окладов, надбавок, доплат и материальной помощи утверждаются Кабинетом министров Украины, руководство ЦИК самостоятельно установило надбавки для поощрения работников. Таким образом, незаконные  расходы бюджетных средств в 2004 году и за пять месяцев 2005 достигли свыше  миллиона 350 тысяч гривень.  Получалось, что государство в расходах, а ЦИК — в доходах.На это указывалось во время предыдущей проверки аудиторами Счетной палаты.

Однако заключения и предложения проверяющих комиссия проигнорировала. Потому коллегия Счетной палаты решила материалы относительно незаконных расходов на выплату заработной платы членам ЦИК и работникам ее секретариата вместе с другими материалами о завышенных расходах комиссией направить в Генеральную прокуратуру Украины. Нарушать закон никому не позволяется.