№ 210 от 01 февраля 2007 г.

«Умный» светофор – хорошо. Но умная власть – еще лучше!

Главный враг современного города – автомобильные пробки. В них можно торчать часами, продвигаясь вперед по миллиметрам. Эта беда характерна для мегаполисов всего мира. Но, у нас, как известно, одна беда не ходит, а кучу «подруг» за собой водит.

В час
 по чайной ложке

Так сегодня продвигаются машины, особенно в центре столицы в час пик. Знающие люди утверждают, что ежедневно Киев утюжат колеса почти миллиона автомобилей. Транспортная проблема стала настоящей притчей во языцех. Затрудненное движение отбирает массу нервов и времени. А сколько человек постоянно опаздывают на работу? Тысячи!

От запредельных нагрузок на подземку людям страшно в метро. Нет возможности быстро добраться по вызову «скорой помощи», милиции, пожарным, не подвозится вовремя товар в магазины…

В общем, власти всерьез заговорили уже об автомобильном коллапсе.

И что особенно беспокоит: почти не осталось времени на решение этой проблемы. Ну, еще год, может, два, и  все! Пробки затромбируют магистрали столицы, если…Если не принять экстренных мер, оговаривает пути решения этой проблемы заместитель директора коммунального предприятия «Киевдорсервис» Сергей Катрич.

К нестандартным шагам можно отнести установку на главных перекрестках и магистралях «думающих» светофоров. Суть новшества состоит в том, что на смену привычным для всех «трехцветным» устройствам, придут универсальные системы, «интеллектуально» реагирующие на дорожную ситуацию. Сегодня движение управляется по заранее рассчитанным, «теоретическим» программам. Согласно им, светофоры включаются и выключаются. Но за это время ситуация на дороге меняется десятки раз! А перенасыщенность транспортом такая, что уже не спасают самые гибкие режимы регулирования, хотя разработано 8 специальных программ для светофоров.

По западному образцу

Стратегию движения транспорта по Киеву может выдержать лишь «думающая» конструкция, способная определить, куда и как направить поток машин в данный момент, уверены в мэрии. Европа уже вовсю пользуется «умными» светофорами. Как это происходит, воочию убедились столичные «эмиссары» из мэрии, побывав в Италии, в Турине. Там, говорят, на дорогах нет ни одного затора.

Правда, и масштабы городов разные… Тем не менее туринские впечатления могут стать основанием для очередных серьезных финансовых вложений. Теперь – на «светофорное» новшество. Чтобы реализовать задуманное, столице понадобятся десятки миллионов евро. Однако власть считает, что по сравнению с «ценой» проблемы это не деньги. В Киеве планируют установить 300 таких аппаратов. Первый «умный» светофор может появиться ко дню города на улице Грушевского, на переходе между парламентом и Кабмином. И хотя все пока выглядит на уровне идеи, вскоре, говорят, группа специалистов займется подготовкой документации и проекта. Расчеты лягут на стол городскому голове.

Что и сказать, теоретически дело это выглядит и впрямь заманчиво. «Интеллект-светофоры» связываются с бортовым компьютером автомобиля и указывают водителю дорогу так, чтобы он никого не задавил, ни в кого не врезался и проехал по ней за минимальное время. Система, стыкующая на перекрестке светофор и бортовой компьютер автомобиля, предупредит участников движения о возможных аварийных ситуациях, передаст бортовому компьютеру информацию о рекомендуемой скорости в зависимости от ситуации на дороге. Таков, к примеру, опыт Магдебурга. Ликвидацией пробок с помощью суперсовременных систем активно занимаются в Токио, Лос-Анджелесе, Хьюстоне, Чикаго, Москве, Петербурге. Не редко на оживленных перекрестках  устанавливают камеры наблюдения и электронные табло, которые водители используют как «шпаргалки» на дорогах: куда надо ехать, чтобы скорее добраться до цели.

Но все это, надо понимать, в условиях движения автомобилей соответствующего класса. А если дороги заполнены «разношерстными» машинами, среди которых большинство – подержанные иномарки и видавшие виды «Жигули» с «Москвичами»?

О каких компьютерах можно говорить?

И нужно ли? Не проще, как в Беларуси, ежедневно публиковать в газетах прогнозы и советы участникам дорожного движения. Толку, наверное, будет больше.

Понятно ведь, что одним внедрением технических новшеств не обойтись. Тогда какие деньги мы подсчитываем? Опять на закупку импортной техники. Только и всего.

Мало кто знает, что существуют нормы, согласно которым человек должен тратить на дорогу от дома до работы не более 55 минут (и столько же обратно). У большинства киевлян эта процедура ежедневно занимает не менее полутора часов. Нет нужды подробно объяснять, как это сказывается на работе и жизни людей. Если сложить все это «бесполезное» время, то в среднем в год набежит 12 дней, а за 10 лет – четыре месяца! Ощутимые потери, не правда ли? Задумывалась ли об этом когда-нибудь городская власть? Сомневаюсь, поскольку уже не один год транспортная, да и многие другие проблемы, решается спонтанно – по какому-то образцу или «накатанному» расчету.

А ведь проблему поездок на службу многие киевляне могли бы решить просто – поменять место работы. Приблизить его к дому. Но в украинской столице сделать это практически невозможно. Особенно рабочему человеку. Не секрет ведь, что идет активное выселение многих предприятий за черту города. Уже сочтены дни завода «Большевик»; о ликвидации хлебозавода, расположенного в центре города, объявила компания «Киевхлеб»; исчезли с дорогой (в смысле стоимости) киевской земли и многие другие предприятия. Вот куда бы следовало поставить «умный светофор». На регулировку этого движения. Только где же взять такого «умника»?