№ 210 от 01 февраля 2007 г.

Что бы нам еще продать?

Ежегодно в нашей стране в частные руки продается госсобственности на миллиарды гривень. И скоро может статься так, что продавать на аукционах будет нечего. Ведь таких гигантов, как пущенный с молотка завод “Криворожсталь”, выручка от которого, как считают многие эксперты, была бездарно проедена, в стране уже не осталось. А между тем программой приватизации этого года намечается, что госказна получит чуть более 10 млрд грн.

Опасения относительно недостаточного наполнения госбюджета для своевременной выплаты зарплат и пенсий возникают в правительстве с конца прошлого года. А произойти это может в том случае, если повторится прошлогодняя история с выполнением программы приватизации менее чем на треть. С другой стороны, безудержно разбазаривается государственное имущество и неэффективность этого процесса становится очевидна для всех.

В настоящее время ситуция стремительно развивается вокруг возможности продажи “Укртелекома” и Одесского припортового завода. С каждым днем возникают все новые нюансы в этом вопросе, о которых стоит сказать особо. Позиции Фонда госимущества и администрации президента явно расходятся. Фонд предлагает продать на международных фондовых биржах 32,8% акций ОАО “Укртелеком” и 34,6% акций ОАО “Одесский припортовый завод”. При этом закрепить в госсобственности по 50% плюс одна акций ОАО “Укртелеком” и ОАО “Одесский припортовый завод” (ОПЗ). Также 5,4% акций ОПЗ предлагается для льготной продажи. Секретариат выразил недовольство этим устами руководителя службы социально-экономического развития СП Александра Шлапака. По его словам, продажа небольших пакетов акций на биржах является неэффективной. Ссылаясь на президента, он также дал понять, что в случае неудовлетворительной работы фонда в первом квартале 2007 года не исключены и кадровые изменения. В вину фонду вменяется и то, что в прошлом году были приостановлены конкурсы по “Лугансктепловозу”, Комсомольскому рудоуправлению
(г. Комсомольское, Донецкая область).

Между тем объемы госимущества ныне сравнимы с шагреневой кожей. В управлении ФГИУ, министерств и ведомств его осталось всего на 28 млрд грн. Поэтому на повестке дня остро стоит вопрос эффективности управления остатками былой роскоши. Если прошлый год был годом завершения работы над Единым реестром гос­имущества, то нынешний год, надеются в фонде, пройдет под лозунгом оздоровления госсектора экономики. Резервы тут действительно есть, и немалые. Чистая прибыль госпредприятий в минувшем году сократилась вдвое.

А насколько эффективно работают предприятия, которые уже перешли в частные руки? Время от времени Семенюк грозит нерадивым владельцам, что в случае невыполнения инвестиционных обязательств могут быть и санкции, вплоть до передачи по решению суда предприятий обратно в госсобственность. Предупреждение об этом поступило в Херсонский морской торговый порт, и срок на улучшение работы ему дан до конца квартала. Ныне Минтранссвязи судится с лицами, которые, по его мнению, незаконно взяли в спользование этот порт и несколько судов.

Ранее ФГИУ направил иск в Хозяйственный суд Волынской области о расторжении договора купли-продажи акций ОАО “Херсонский хлопчатобумажный комбинат” и возвращении проданного по этому договору пакета акций в государственную собственность, а также взыскании пени и штрафа.

Судя по всему, это лишь первые ласточки последствий всеобщей распродажи госимущества, которое вот уже 15 лет ведется при отсутствии четкой стратегии приватизации, без оценки ее последствий, неясности того, какие контрольные механизмы есть у государства, чтобы оперативно воздействовать на не выполняющих инвестобязательства новых хозяев жизни.

Не раз осуждала “дикие” методы приватизации фракция коммунистов в ВР. По мнению лидера коммунистов, была сделана непоправимая ошибка, когда началась приватизация главных бюджетоопределящих отраслей. В том числе это касается ликеро-водочной, табачной отраслей, которые давали казне до трети годового дохода. По его данным, в результате подобной бессистемной приватизации ныне в Киеве из 480 тысяч мест промышленно-производственного персонала осталось лишь 120 тысяч. Государство, отдав свою собственность в руки частного капитала, осталось с социальными проблемами, которые собственник не думает решать. Он по своему усмотрению устанавливает зарплату, не считаясь с ростом цен, тарифов и т.д. Главное у него на уме — получение прибыли и сверхприбыли.

— Я считаю, что базовые отрасли — металлургическая, химическая, судостроительная, энергетическая должны быть в собственности государства, — говорит Симоненко. — Почему мы должны продавать такие уникальные предприятия, как, например,  судостроительный завод “Море”, выпускающий катера со скоростью до 100 километров в час? Пора навести порядок и с оставшейся госсобственностью. Это касается и железной дороги, которая раньше на треть наполняла гос­казну. А ныне ее “обсели” 12 фирм-посредников, которые снимают “сливки” с доходов “Укрзалiзницi”. Государство возит грузы, а доходы получают различные дельцы.