№ 208 от 30 января 2007 г.

То, что искали в Европе, давно бы нашли на Востоке

Заявления из Брюсселя о том, что у Украины нет шансов присоединиться к ЕС в обозримом будущем, похоже, заставили президента Виктора Ющенко вспомнить о другом стратегическом партнере. Приглашение посетить нашу страну с официальным визитом на днях передано председателю Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао.

По мнению наблюдателей, этот шаг хотя и логичный, но в определенном смысле запоздалый. Налаживать прочные деловые контакты со странами Юго-Восточной Азии наши ближайшие соседи начали значительно раньше и уже достаточно выиграли на этом. Украинская внешняя политика восточный вектор проигнорировала, и страна в итоге рискует вообще оказаться не у дел в самой перспективной на сегодня «кузнице» мировых экономических и политических тенденций.

Чем это чревато и есть ли возможность поправить ситуацию? Об этом говорим с народным депутатом Украины, руководителем подкомитета по международно-правовым вопросам Комитета Верховной Рады Украины по международным делам Игорем АЛЕКСЕЕВЫМ.

– Игорь Викторович, заметны ли вообще наши позиции на Востоке?

– Не открою большого секрета, если скажу, что Министерство иностранных дел восточное направление завалило. Называть визиты президентов Украины и Леонида Кучмы, и Виктора Ющенко в страны Ближнего и Дальнего Востока успешными — значит грешить против истины. Эти поездки не дали Украине ничего! А ведь та же Юго-Восточная Азия – отнюдь не новый для нас регион. Сотрудничество с Китаем, Вьетнамом, Индонезией, Малайзией и другими государствами всегда было одним из наиболее важных направлений внешней политики еще со времен Советского Союза. Сейчас эти державы называют азиатскими тиграми за тот мощный экономический рост, который они демонстрируют. В Азии, и это отмечают многие эксперты, постепенно формируется новый глобальный финансово-промышленный центр по типу Европейского союза.

И вместо того чтобы активно включиться в процесс формирования этого центра и стать влиятельным игроком в нем, Украина ограничивается лишь констатацией дружбы и редкими малопродуктивными визитами на государственном уровне, отдавая все на откуп заинтересованным партийным и деловым кругам.

Два года тому назад делегация Коммунистической партии Украины побывала в Китае и Вьетнаме. Мы привезли немало выгодных предложений о сотрудничестве. Лидер партии Петр Симоненко даже провел ряд тематических встреч с украинскими чиновниками высшего ранга, в том числе с премьер-министром Ехануровым. Но им итоги наших визитов, к великому сожалению, оказались неинтересны.

– Восток, говорят, дело тонкое. Насколько легко, по Вашему наблюдению, контактировать с коллегами из Китая или других азиатских стран? Действительно ли процесс общения с ними представляет собой некий ритуал, нарушив который, рискуешь потерять доверие и уважение?

– Отчасти, это так. Китай, например, – страна, исповедующая принципы конфуцианства едва ли не во всех сферах жизнедеятельности общества. И речь не только об их умении безоговорочно подчиняться воле руководителя, уважать старших, чтить учителей. Заслужить расположение китайца очень сложно, но обидеть его – пара пустяков.

В Китае на удивление внимательно относятся к тому, кто приезжает в их страну послом. Несколько лет назад Украина «прокололась» на этом. В Пекин отправили дипломата не достаточного, по китайским меркам, ранга. В результате наш посланник ни разу не был принят на высоком государственном уровне, за исключением момента вручения верительных грамот. Не заручившись поддержкой высших должностных лиц КНР, наше посольство не смогло толком ни визиты организовать, ни деловые связи наладить. Примечательно, что наши соседи – Россия и Беларусь – эту особенность китайского менталитета учли и направили в свои дипломатические представительства чиновников уровня не ниже заместителя председателя парламента или главы правительства. Немудрено, что теперь позиции россиян или белорусов в Китае значительно сильнее наших! Москва и Минск сотрудничают с Пекином не только экономически, но и политически, вырабатывая совместные решения по тем или иным глобальным вопросам. 

Впрочем, говоря об особенностях азиатских стран, нельзя не учитывать и то, что большинство представителей их современной политической и экономической элиты – в прошлом студенты советских вузов. Сыграть на этом нам, что называется, сам Бог велел. Уверен, что на Востоке мы быстрее найдем общий язык, чем в странах того же Евросоюза. 

Досадно, что руководству нашей страны это пока невдомек! И Украина день ото дня теряет не только возможности привлечения новых технологий, но и традиционные рынки сбыта своей продукции. Это наш огромный  минус, огромный проигрыш.

Вот, к примеру, на прошлой неделе состоялся визит президента России Владимира Путина в Индию. Подписаны многомиллиардные контракты, в том числе по сотрудничеству в военно-технической сфере. А ведь это и наш профиль тоже! Мы на ровном месте упустили возможность продавать свое вооружение индийцам.

– Безрадостная картина вырисовывается. Есть ли надежда исправить ситуацию?

Безусловно. Для начала надо идеологически перестроить поездки главы нашего государства, которые сейчас напоминают туристические вояжи, а не знаковые встречи на высшем уровне.

Возьмем, к примеру, прошлогодний визит Виктора Ющенко в Южную Корею. Он что-то дал Украине, кроме признания корейским парламентом Голодомора 32-33 годов? Так ли важно было вообще поднимать этот вопрос на переговорах с делегацией Южной Кореи – страны, которая ни исторически, ни географически не имеет отношения к украинским событиям восьмидесятилетней давности?

Но удивляет и удручает не только это. Господин Тарасюк в свое время приложил немало усилий для того, чтобы появился указ о роли Министерства иностранных дел в определении внешней политики государства. Но при этом он не сделал ничего, чтобы в государстве появилась стратегия развития этой внешней политики, чтобы визиты первых лиц государства носили стратегический, а не спонтанный характер, чтобы результаты поездок позитивно отражались на геополитическом положении страны, а не смешили подчас мировое сообщество.

И хорошо, что сегодня такая стратегия все-таки выработана в одном из вариантов законопроекта об основах внешней и внутренней политики Украины, автором которого является руководитель фракции Компартии в парламенте Петр Симоненко. Скорейшее принятие документа поможет внести ясность в наше представление о том, какую роль сыграет Украина на мировой арене. Какие направления деятельности являются наиболее выгодными для нас. Мы еще успеваем вскочить, как говорят, в уходящий поезд. И важно это не только понимать, но и действовать!

Только цифры

63 млрд долларов – таков объем прямых иностранных инвестиций в экономику Китая в 2006 году. Это рекордная сумма даже без учета вложений в финансовый сектор страны.

Более 16 млрд долларов собственных инвестиций разместили китайские компании по всему миру. 10,5% ВВП страны составил рост экономики Китая, превысив в денежном эквиваленте 20 триллионов юаней (почти 3 млрд долларов).

960 млрд долларов насчитывает экспорт, 810 млрд – импорт (по итогам прошлого года). Опубликованные данные Национальной комиссии по развитию и реформам КНР совпали с прогнозами экспертов.

Около 3 млрд долларов составляет на сегодняшний день торговый оборот между Китаем и Украиной.